Ночь уразы: «...Он принял ваше покаяние и простил вас»

أُحِلَّ لَكُمْ لَيْلَةَ الصِّيَامِ الرَّفَثُ إِلَى نِسَآئِكُمْ هُنَّ لِبَاسٌ لَّكُمْ وَأَنتُمْ لِبَاسٌ لَّهُنَّ عَلِمَ اللّهُ أَنَّكُمْ كُنتُمْ تَخْتانُونَ أَنفُسَكُمْ فَتَابَ عَلَيْكُمْ وَعَفَا عَنكُمْ فَالآنَ بَاشِرُوهُنَّ وَابْتَغُواْ مَا كَتَبَ اللّهُ لَكُمْ وَكُلُواْ وَاشْرَبُواْ حَتَّى يَتَبَيَّنَ لَكُمُ الْخَيْطُ الأَبْيَضُ مِنَ الْخَيْطِ الأَسْوَدِ مِنَ الْفَجْرِ ثُمَّ أَتِمُّواْ الصِّيَامَ إِلَى الَّليْلِ وَلاَ تُبَاشِرُوهُنَّ وَأَنتُمْ عَاكِفُونَ فِي الْمَسَاجِدِ تِلْكَ حُدُودُ اللّهِ فَلاَ تَقْرَبُوهَا كَذَلِكَ يُبَيِّنُ اللّهُ آيَاتِهِ لِلنَّاسِ لَعَلَّهُمْ يَتَّقُونَ (187)

187. «Разрешено вам в ночь поста вступать в близость с вашими женами. Они — одеяние для вас, а вы — одеяние для них. Аллах знает, что вы предавали себя (нарушая прежний запрет), и Он принял ваше покаяние и простил вас. Теперь вступайте в близость с ними (женами, ибо это стало дозволенным) и стремитесь (не только к удовлетворению своей похоти, но и) к тому, что Аллах вам предписал (желайте продолжения рода, ведь это – одна из законных целей брака). Ешьте и пейте, пока не будет отличаться белая нить рассвета от черной нити, а затем продолжайте поститься до ночи. Не вступайте с ними (женами) в близость, когда вы находитесь в мечетях в состоянии итикяфа (для поклонения). Таковы границы Аллаха (которые Он установил для рабов). Не приближайтесь же к ним! Так Аллах раскрывает Свои знамения людям, чтобы они были богобоязненными».

В риваяте, переданном от Ибн Аббаса по каналу Валиби, сообщается, что в первое время после вменения поста в обязанность, после ночного намаза и до ифтара следующего дня было запрещено есть, пить и вступать в интимные отношения с женщинами. Однако некоторые сахабы среди которых был Умар ибн Хаттаб и Ка`б ибн Малик, нарушили этот запрет, и тогда Аллах Всевышний ниспослал аят «Разрешено вам в ночь поста вступать в близость с вашими женами...».

Приведем некоторые риваяты, связанные с данной темой:

В риваяте Валиби сообщается, что Ибн Аббас говорил: «В месяц Рамадан после совершения ночного намаза и до ифтара следующего дня, мусульманам было запрещено употреблять пищу, пить и вступать в интимную близость с женщинами. Некоторые мусульмане, среди которых был и Умар ибн Хаттаб, после ночного намаза, поели, попили и вступили в интимную близость с женщинами. После этого они пришли к посланнику Аллаха ﷺ и сообщили ему о случившемся. И тогда Аллах Всевышний ниспослал этот аят».

В риваяте, переданном от Бера ибн Азиба сообщается, что он говорил: «Во время поста, с наступлением ифтара, мусульмане ели, пили и вступали с женщинами в интимную близость. Если же человек засыпал, то до ифтара следующего дня ему уже нельзя было совершать ничего из этого. Абу Кайс Сирма ибн Абу Анас из ансаров пришел к своей семье во время ифтара. Абу Кайс работал в садах у ансаров, а также на строительстве и был уже преклонного возраста. Придя домой, он спросил у жены есть ли что-нибудь поесть. Жена ответила: «Ничего нет, но я пойду и найду что-нибудь».

Его жена (еще до наступления ифтара) ушла на поиски еды, а уставший после работы Абу Кайс уснул (таким образом он, не совершив ифтара, приступил к новому посту). На следующий день, когда время уже приближалось к полудню, от жажды и голода Абу Кайс потерял сознание. Об этом рассказали посланнику Аллаха ﷺ и тогда Аллах Всевышний ниспослал этот аят. С ниспосланием этого аята мусульмане испытали большую радость.

Этот риваят также приводится и у Бухари (Аль-Вахиди, Асбабун-Нузуль, стр. 37-38). Абу Кайс ибн Абу Сирма во времена джахилии отказался от поклонения идолам, и какое-то время хотел стать христианином, затем отказавшись от этого, он принял решение следовать религии Ибрагима (алейхи салям).

Когда посланник Аллаха ﷺ переселился в Медину, то Абу Кайс сразу же принял Ислам. Так же говорилось, что его имя было Абу Кайс ибн Малик, Малик ибнуль-Харис. Однако наиболее достоверным является информация, в соответствии с которой его звали Абу Кайс Сирма ибн Абу Анас ибн Малик (Ибнуль-Асир, Усдуль-Габа, 6/256).

В риваяте, переданном от Абу Хурайры сообщается, что Дамра ибн Анас аль-Ансари однажды во время поста заснул после вечернего намаза, а после того, как посланник Аллаха ﷺ провел ночной намаз, Дамра ибн Анас поел и попил. На следующее утро он пришел к посланнику Аллаха ﷺ и рассказал ему об этом. Вслед за этим и был ниспослан данный аят (Ибнуль-Асир, Усдуль-Габа, 3/59).

Аль-Касым ибн Мухаммад рассказывал: когда пост только был вменен в обязанность, люди постились со времени ночного намаза и до наступления следующего ночного намаза. Во время сна нельзя было есть, пить, и приближаться к жене. В один из дней Умар пришел к жене (захотев вступить с ней в интимную близость), однако его жена сказала: «Я заснула».

Однако Умар воспринял ее слова как отговорку, и не обратив на них внимания, вступил с ней в интимную близость. (Так же один из сахабов) Сирма ибн Абу Анас после вечернего намаза заснул и проспал ифтар. А если человек засыпал, то он уже не мог ни есть, ни пить. Утром Сирма продолжил соблюдение поста, однако еще немного и пост убил бы его. И тогда Аллах Всевышний в качестве облегчения ниспослал аят «...Он принял ваше покаяние и простил вас» (Аль-Вахиди, Асбабун-Нузуль, стр. 39).

Этот риваят Вахиди, в той части, которая касалась Умара ибн Хаттаба Табери привел в более подробной версии от Ибн Аббаса. А именно: когда пост только-только был вменен в обязанность, люди постились весь день до наступления вечера. Затем со времени вечернего намаза и до наступления времени ночного намаза люди ели и пили, а с наступлением ночного намаза и до следующего вечера еда и питье становились харамом для них.

После наступления ночного намаза Умар заснул, но проснувшись ночью, он возжелал свою жену и (не обращая внимания на ее возражения) вступил с ней в интимную близость (в риваяте Судди говорится, что это была его невольница). Совершив полное омовение, Умар заплакал, раскаиваясь в совершенном и обвиняя себя.

Затем он пришел к посланнику Аллаха ﷺ и сказал: «О, посланник Аллаха! Я хочу принести извинения Аллаху и тебе за ту ошибку, к совершению которой меня подтолкнул мой нафс приукрасив это для меня. Заснув, я проснулся ночью и вступил в интимную близость со своей женой. Есть ли какое-то оправдание тому, что я сделал?».

Посланник Аллаха ﷺ сказал: «О, Умар! Ты не достоин этого». При этом посланник Аллаха ﷺ не дал ответ на вопрос Умара и не указал ему путь выхода из этой ситуации. Умар вернулся к себе домой. Но не успел Умар войти в дом, как посланник Аллаха ﷺ отправил ему сообщение о том, что в ниспосланном ему аяте Куръана сообщается о простительности того, что сделал Умар.

В версии этого же хадиса, переданной от Икримы говорится, что запрет на употребление пищи и интимные отношения вступал в силу не с момента наступления времени ночного намаза, а с того момента, когда человек засыпал.

Однажды вечером Умар отправился в собрание к посланнику Аллаха ﷺ, и зная, что он вернется поздно, он предупредил свою жену сказав ей: «Смотри не засни, пока я не вернусь от посланника Аллаха ﷺ».

Несмотря на это предупреждение, жена Умара заснула. Когда же Умар вернулся домой, она сказала ему: «Я заснула», однако он не обратил никакого внимания на ее слова сказав: «Нет, ты не спала», и возлег с ней.

В риваяте Ибн Джурайджа данное происшествие приписывается не Умару, а одному из ансаров, чье имя не упоминается (Табери, Джамиуль-Байан, 2/96-98).

Хадис Рамадана: «...постился весь год»
От Абу Аюба аль-Ансари, радыяллаху анху: «Кто будет держать пост весь Рамадан, а затем еще шесть дней в Шаввале, тот как будто постился весь год» (Муслим).
21.04.2022
1726

Фото: elements.envato.com, shutterstock.com

Социальные комментарии Cackle