187. «Разрешено вам в ночь поста вступать в близость с вашими женами. Они — одеяние для вас, а вы — одеяние для них. Аллах знает, что вы предавали себя (нарушая прежний запрет), и Он принял ваше покаяние и простил вас. Теперь вступайте в близость с ними (женами, ибо это стало дозволенным) и стремитесь (не только к удовлетворению своей похоти, но и) к тому, что Аллах вам предписал (желайте продолжения рода, ведь это – одна из законных целей брака). Ешьте и пейте, пока не будет отличаться белая нить рассвета от черной нити, а затем продолжайте поститься до ночи. Не вступайте с ними (женами) в близость, когда вы находитесь в мечетях в состоянии итикяфа (для поклонения). Таковы границы Аллаха (которые Он установил для рабов). Не приближайтесь же к ним! Так Аллах раскрывает Свои знамения людям, чтобы они были богобоязненными».
В риваяте, переданном от Ибн Аббаса по каналу Валиби, сообщается, что в первое время после вменения поста в обязанность, после ночного намаза и до ифтара следующего дня было запрещено есть, пить и вступать в интимные отношения с женщинами. Однако некоторые сахабы среди которых был Умар ибн Хаттаб и Ка`б ибн Малик, нарушили этот запрет, и тогда Аллах Всевышний ниспослал аят «Разрешено вам в ночь поста вступать в близость с вашими женами...».
Приведем некоторые риваяты, связанные с данной темой:
В риваяте Валиби сообщается, что Ибн Аббас говорил: «В месяц Рамадан после совершения ночного намаза и до ифтара следующего дня, мусульманам было запрещено употреблять пищу, пить и вступать в интимную близость с женщинами. Некоторые мусульмане, среди которых был и Умар ибн Хаттаб, после ночного намаза, поели, попили и вступили в интимную близость с женщинами. После этого они пришли к посланнику Аллаха ﷺ и сообщили ему о случившемся. И тогда Аллах Всевышний ниспослал этот аят».
В риваяте, переданном от Бера ибн Азиба сообщается, что он говорил: «Во время поста, с наступлением ифтара, мусульмане ели, пили и вступали с женщинами в интимную близость. Если же человек засыпал, то до ифтара следующего дня ему уже нельзя было совершать ничего из этого. Абу Кайс Сирма ибн Абу Анас из ансаров пришел к своей семье во время ифтара. Абу Кайс работал в садах у ансаров, а также на строительстве и был уже преклонного возраста. Придя домой, он спросил у жены есть ли что-нибудь поесть. Жена ответила: «Ничего нет, но я пойду и найду что-нибудь».
Его жена (еще до наступления ифтара) ушла на поиски еды, а уставший после работы Абу Кайс уснул (таким образом он, не совершив ифтара, приступил к новому посту). На следующий день, когда время уже приближалось к полудню, от жажды и голода Абу Кайс потерял сознание. Об этом рассказали посланнику Аллаха ﷺ и тогда Аллах Всевышний ниспослал этот аят. С ниспосланием этого аята мусульмане испытали большую радость.
Этот риваят также приводится и у Бухари (Аль-Вахиди, Асбабун-Нузуль, стр. 37-38). Абу Кайс ибн Абу Сирма во времена джахилии отказался от поклонения идолам, и какое-то время хотел стать христианином, затем отказавшись от этого, он принял решение следовать религии Ибрагима (алейхи салям).
Когда посланник Аллаха ﷺ переселился в Медину, то Абу Кайс сразу же принял Ислам. Так же говорилось, что его имя было Абу Кайс ибн Малик, Малик ибнуль-Харис. Однако наиболее достоверным является информация, в соответствии с которой его звали Абу Кайс Сирма ибн Абу Анас ибн Малик (Ибнуль-Асир, Усдуль-Габа, 6/256).
В риваяте, переданном от Абу Хурайры сообщается, что Дамра ибн Анас аль-Ансари однажды во время поста заснул после вечернего намаза, а после того, как посланник Аллаха ﷺ провел ночной намаз, Дамра ибн Анас поел и попил. На следующее утро он пришел к посланнику Аллаха ﷺ и рассказал ему об этом. Вслед за этим и был ниспослан данный аят (Ибнуль-Асир, Усдуль-Габа, 3/59).
Аль-Касым ибн Мухаммад рассказывал: когда пост только был вменен в обязанность, люди постились со времени ночного намаза и до наступления следующего ночного намаза. Во время сна нельзя было есть, пить, и приближаться к жене. В один из дней Умар пришел к жене (захотев вступить с ней в интимную близость), однако его жена сказала: «Я заснула».
Однако Умар воспринял ее слова как отговорку, и не обратив на них внимания, вступил с ней в интимную близость. (Так же один из сахабов) Сирма ибн Абу Анас после вечернего намаза заснул и проспал ифтар. А если человек засыпал, то он уже не мог ни есть, ни пить. Утром Сирма продолжил соблюдение поста, однако еще немного и пост убил бы его. И тогда Аллах Всевышний в качестве облегчения ниспослал аят «...Он принял ваше покаяние и простил вас» (Аль-Вахиди, Асбабун-Нузуль, стр. 39).
Этот риваят Вахиди, в той части, которая касалась Умара ибн Хаттаба Табери привел в более подробной версии от Ибн Аббаса. А именно: когда пост только-только был вменен в обязанность, люди постились весь день до наступления вечера. Затем со времени вечернего намаза и до наступления времени ночного намаза люди ели и пили, а с наступлением ночного намаза и до следующего вечера еда и питье становились харамом для них.
После наступления ночного намаза Умар заснул, но проснувшись ночью, он возжелал свою жену и (не обращая внимания на ее возражения) вступил с ней в интимную близость (в риваяте Судди говорится, что это была его невольница). Совершив полное омовение, Умар заплакал, раскаиваясь в совершенном и обвиняя себя.
Затем он пришел к посланнику Аллаха ﷺ и сказал: «О, посланник Аллаха! Я хочу принести извинения Аллаху и тебе за ту ошибку, к совершению которой меня подтолкнул мой нафс приукрасив это для меня. Заснув, я проснулся ночью и вступил в интимную близость со своей женой. Есть ли какое-то оправдание тому, что я сделал?».
Посланник Аллаха ﷺ сказал: «О, Умар! Ты не достоин этого». При этом посланник Аллаха ﷺ не дал ответ на вопрос Умара и не указал ему путь выхода из этой ситуации. Умар вернулся к себе домой. Но не успел Умар войти в дом, как посланник Аллаха ﷺ отправил ему сообщение о том, что в ниспосланном ему аяте Куръана сообщается о простительности того, что сделал Умар.
В версии этого же хадиса, переданной от Икримы говорится, что запрет на употребление пищи и интимные отношения вступал в силу не с момента наступления времени ночного намаза, а с того момента, когда человек засыпал.
Однажды вечером Умар отправился в собрание к посланнику Аллаха ﷺ, и зная, что он вернется поздно, он предупредил свою жену сказав ей: «Смотри не засни, пока я не вернусь от посланника Аллаха ﷺ».
Несмотря на это предупреждение, жена Умара заснула. Когда же Умар вернулся домой, она сказала ему: «Я заснула», однако он не обратил никакого внимания на ее слова сказав: «Нет, ты не спала», и возлег с ней.
В риваяте Ибн Джурайджа данное происшествие приписывается не Умару, а одному из ансаров, чье имя не упоминается (Табери, Джамиуль-Байан, 2/96-98).
Фото: elements.envato.com, shutterstock.com