«Все живое на земле бренно. Только Самость Аллаха, обладателя величия и милости, останется вечной». (Коран: 55; 26–27)
Всевышний Аллах сотворил два состояния для человека – жизнь и смерть, что подтверждает Его абсолютное могущество. Как никто не боится жизни, так и не надо бояться смерти. Верующим следует готовиться к смерти и к тому, что будет после нее, для понимания и познания многих истин. Это означает в любое время и в любом месте помнить о служении Аллаху, поклоняться Ему, стремиться обрести счастье в этом мире и готовиться к жизни после смерти.
Аллах сотворил людей для поклонения Ему – в этом смысл существования каждого человека. Жизнь человека конечна и когда-нибудь прекращается, однако приближать этот момент самостоятельно, совершая самоубийство в любой форме – вторжение в Божественное предопределение. Это безрассудное противопоставление своей воли воле Создателя является проявлением сомнения в Его единстве. Верующие в Аллаха часто обращаются к Всевышнему с просьбой уйти в мир иной, не потеряв веры, оставаясь мусульманами. Чтобы сохранить веру и любовь в сердце к Повелителю миров, подготовиться к последнему мгновению жизни и тому, что будет потом, ощутить ценность величайшей милости Всевышнего Аллаха – жизни, в Исламе практикуется тафаккур-у маут – размышление о смерти.
Ожидание неминуемой встречи с Аллахом помогает отказаться от грехов, укротить необузданные желания и страсти, пережить сердцем тоску по встрече с Аллахом и вверения Ему себя. Полезно войти в состояние представления смерти как реального события, когда вся его жизнь с добрыми делами и грехами, словно в кино, проходит перед глазами. В этот момент невозможно возвратиться назад и пополнить корзину добрых дел. Остаются лишь огорчение из-за совершенных грехов и радость за благие поступки.
Мусульманин представляет свою смерть со словами свидетельства – шахады «Нет бога кроме Аллаха и Мохаммед Пророк его». Его тело омоют, покроют тканью, прочитают джаназа намаз, опустят тело в могилу, засыпят землей. Друзья и родственники прочитают аяты Корана, сделают дуа Аллаху с просьбой об оказании милости к умершему и разойдутся. Появятся два ангела Накир и Мункар с вопросами «Кто твой повелитель?», «Какая твоя книга?», «Кто твой пророк?», «Какая твоя религия?». Мусульманин ответит: «Мой повелитель – Аллах!», «Моя книга – Коран!», «Мой пророк – Мохаммед (ﷺ)!», «Моя религия – Ислам!» Затем в могиле откроется окно в Райский сад или начнутся страдания за грехи.
В Судный день после воскрешения все люди соберутся на площади (Махшар). Мусульмане встанут рядом с Пророком Мухаммедом (ﷺ) и после перечисления благих дел и грехов, заступничества Посланника Аллаха (ﷺ) получат, если на то будет воля Аллаха, книгу своих деяния в правую руку. Рассмотрим, как следует подготовиться к правильным ответам на вопросы ангелов.
Признать Аллаха своим Повелителем – значит вспоминать Аллаха в каждый момент. У того же, кто иногда Его забывает, повелителем может стать либо этот мир, либо материальные богатства, либо нафс-эго, либо шайтан. В этот момент может прийти ангел смерти и забрать душу, наступит смерть. Люди будут считать этого человека мусульманином, тогда как его повелителем будет не Аллах. Сподвижник Посланника Аллаха (ﷺ), четвертый праведный халиф Али говорил, что никогда не поклоняется тому, кого не чувствует в своем сердце. Это значит, что он постоянно ощущал присутствие твоего любимого Создателя и Повелителя.
Коран – это божественная программа, которая в любом месте и в любое время служит путеводителем в обустройстве внешнего и внутреннего мира и путеводителем в приближении к Аллаху. Правильным будет определять с помощью него любое дело от вдоха и до выдоха. Нельзя пренебрежительно относиться к Корану, брать его в руки только по поводу чьей-либо смерти или праздника и забывать о нем в другое время, идти по пути нафса, по пути шайтана.
Тот, кто утверждает, что Мухаммед (ﷺ) – его пророк, должен прислушайся к его словам, переживать их в своем сердце: «О, мои сподвижники! Я оставляю вам две вещи. Если вы будете крепко держаться за них, то вы никогда не впадете в заблуждение. Это - Книга Аллаха и моя Сунна». (Кутуб-у Ситта от Муватаа, хадис 53. Т 2. С. 328). Это означает переживать дух и состояние Пророка (ﷺ) в каждом шаге, сказанном слове, принятом кусочке пищи.
Ислам – религия всех пророков, единственный путь, который приводит людей к Аллаху.
Эта книги Коран, пророка Мухаммеда (ﷺ), Всевышнего Аллаха. Для приближения к Аллаху надо жить Исламом, быть серьезным и переживать религию в сердце.
По воле Аллаха год назад из-за недуга мне было суждено пережить состояние комы. Я очнулся после нескольких суток беспамятства в отделении реанимации с закрепленными на кушетке руками и ногами, подключенным к датчикам и сразу к нескольким системам, вводящим внутривенно лекарства. После удивления, где это я нахожусь, возник вопрос о намазе. Время суток можно было определить только по освещенности больничных окон. Не имея возможности совершить омовение вуду – взять тахарат, использовал пыль на простыне для таяммум. Намаз мог совершить только мысленно, представляя все действия и произнося положенные слова очень тихим слабым голосом. Была радость от того, что живой, могу чувствовать дуновение ветра, видеть солнечный свет. Очень медленно возвращалась память.
Повторял про себя: «Ля илляха илля-ллах», «Аллах», старался делать это сердцем. Учитывая то, что неделю не ел и не пил, кроме препаратов вводимых через системы было сильное чувство жажды и голода. По соседству со мной на соседних кушетках, закрытые ширмами лежали люди отравленные алкоголем, наркотиками. Кого-то допрашивали полицейские, кого-то – увозили в морг. Системы искусственной вентиляции легких издавали несмолкаемую какофонию звуков. Слова зикра помогали пережить это время.
Лишь через трое суток, оказавшись в обычной палате хирургического отделения, смог ночью, когда другие спали, сделать зикр, которому меня научил мой духовный наставник. Образы Пророка (ﷺ), его ближайших сподвижников и духовных наследников, друзей Аллаха были настолько явственными, что чувство любви к Аллаху растворило мое сердце, ум, тело. Так я испытал чувство священного томления. Благодарность к любимому Творцу изменила меня, заставило иначе смотреть на отпущенные годы, дни, мгновения жизни, на такие ценности, как любовь со стороны близких, силы, здоровье, способности, материальные блага. Во время бессонных ночей я совершал дополнительные намазы. Когда приходили приступы боли, просил: «Йа Раби, Йа Шафиг! Помоги, облегчи мои страдания».
Интересно, но соседи по палате, у которых в сердце не было Бога, даже тяжело больные, беспокоились о каких-то мирских мелочах, выражали недовольство врачами и медицинским персоналом, постоянно злились, раздражались по малейшему поводу. Мне удалось избежать этого. Наступало ощущение довольства тем, что дал Всевышний – канаат. Своевременной оказалась материальная и духовная поддержка со стороны многочисленных друзей-мусульман, родственников, друзей-христиан. Мудрость Аллаха безгранична. Так близость смерти стала для меня поучительной и полезной в достижении искренности поклонения Аллаху.
Хасан Хусаинов