Согласно исламу, каждый человек несет ответственность лишь за свои собственные дела и не несет ответственности за дела других людей. В Священном Коране об этом сказано:
«И ни один человек не понесет бремени чужих грехов. Если обремененный грехами будет умолять, чтобы ему помогли нести его ношу [взять на себя хотя бы часть грехов], никто не сможет взять из них [грехов] ничего, даже если это будет близкий родственник» (сура «Аль-Фатр», аят 18).
Ислам говорит о том, что каждому человеку дана воля и право выбора, и поэтому лишь он будет нести ответственность за все свои деяния. В Священном Коране об этом сказано:
«Каждый человек – заложник того, что он приобрел» (сура «Ат-Тур», аят 21).
«Кто совершил добро весом с мельчайшую частицу, увидит его [награду за него]. И кто совершил зло весом с мельчайшую частицу, увидит его [воздаяние за него]» (сура «Аз-Зильзаль», аяты 7-8).
«Его не спрашивают о Его действиях, но это они [творения] будут спрошены [об их поступках в Судный день]» (сура «Аль-Анбия», аят 23).
Если мусульманин не будет совершать поклонения, то в конечном счете будет держать ответ перед Всевышним. Другим мусульманам остается лишь делать наставления и побуждать его к этому (амр биль-маруф). Побуждение к истине и призыв к одобряемому является важнейшей социальной обязанностью каждого мусульманина. Это является повелением Всевышнего, ибо в Коране об этом сказано:
«Вы – лучшая из общин, возникшая среди людей. Вы призываете к благому, запрещаете порицаемое и верите в Аллаха. Если бы люди Писания уверовали [как вы], это было бы лучше для них. Среди них есть верующие, но большая их часть – нечестивцы» (сура «Алю-Имран», аят 110).
В этом деле лучше всего начинать с семьи и самых близких людей. Потому что Всевышний повелел Пророку (мир ему) начинать призыв именно с них:
«Предостереги [о Мухаммад, от наказания] своих ближайших родственников!» (сура «Аш-Шуара», аят 214)
В одном из хадисов также говорится, что каждый мусульманин несет ответственность перед своими подопечными (Бухари, Джумуа, 11; Муслим, Имара, 20). Между супругами и перед детьми существуют обязанности не только материальном плане, но и в духовном. Они прежде всего заключаются в обучении религии и наставлении. Ибо Всевышний, обращаясь к Пророку (мир ему), сказал:
«Прикажи своей семье совершать намаз и сам терпеливо совершай его. Мы не просим у тебя пропитания [для тебя или кого-то другого], Мы Сами даем тебе пропитание. А хороший итог [земной жизни, то есть попадание в Рай] – для богобоязненных» (сура «Та Ха», аят 132).
Islam-Today