«Не сотворил Аллах для человека два сердца в груди»

Фото: towfiqu98/elements.envato.com

Фото: towfiqu98/elements.envato.com

 

مَّا جَعَلَ اللَّهُ لِرَجُلٍ مِّن قَلْبَيْنِ فِي
جَوْفِهِ وَمَا جَعَلَ أَزْوَاجَكُمُ اللَّائِي تُظَاهِرُونَ مِنْهُنَّ أُمَّهَاتِكُمْ
وَمَا جَعَلَ أَدْعِيَاءكُمْ أَبْنَاءكُمْ ذَلِكُمْ قَوْلُكُم بِأَفْوَاهِكُمْ وَاللَّهُ
يَقُولُ الْحَقَّ وَهُوَ يَهْدِي السَّبِيلَ

«Не сотворил Аллах для человека два сердца в груди. И Он не сделал ваших жен, с которыми вы совершили зихар, вашими матерями. И Он не сделал ваших приемных сыновей вашими [родными] сыновьями. Это – просто слова из ваших уст. Аллах же [всегда] говорит правду и ведет по [истинному] пути» (Аль-Ахзаб, 33).

В риваяте Кабуса ибн Забьяна от своего отца он говорил следующее: «Мы спросили у Ибн ‘Аббаса: «Что имеется в виду в аяте «Аллах не даровал человеку двух сердец в одном теле»?

Он ответил: «В один из дней Посланник Аллаха ﷺ, чтобы провести намаз, и в это время ему на ум пришло что-то другое. Вставшие вместе с ним на намаз мунафики сказали: «Разве не видите, что у Мухаммада два сердца? Одно из них с вами, другое  вместе с другими».

И после этого Аллах Всевышний ниспослал аят: «Аллах не даровал человеку двух сердец в одном теле» (Имам ат-Тирмизи, Тафсир аль-Куръан, Сажда, 33/1, хадис № 3199; имам ат-Табари, внп., XXI, 74; Ахмад ибн Ханбаль «Муснад», I, 267-268).

б) Аят был ниспослан о Джамиле ибн Ма’мере аль-Фихри. Про этого Джамиля, человека умного и обладавшего крепкой памятью, курайшиты говорили: «Запоминать столько вещей может лишь тот, у кого два сердца».

Он и сам заявлял: «У меня есть два сердца, и каждым из них я запоминаю лучше Мухаммада».

В день Бадра, когда мушрики были разбиты, среди потерпевших поражение, оказывается, был и этот Джамиль ибн Маʼмер. Он бежал, держа в руке одну сандалию, а другая была у него на ноге.

Увидев его в таком состоянии, Абу Суфьян спросил: «Эй, Абу Маʼмер, в каком положении наши люди?» Он ответил: «Потерпели поражение».

Абу Суфьян спросил: «Что это с тобой? Одна сандалия у тебя на ноге, другая в руке». Джамиль ответил: «Я чувствую, что они обе у меня на ногах». И в тот день люди поняли, что если бы у него было два сердца, он не забыл бы обувь у себя на руке, а надел бы на ноги обе сандалии (Вахиди, внп., стр. 249).

В одном сообщении, переданном Ибн Аби Хатимом от Судди, этот Джамиль ибн Ма’мер ибн Хабиб упоминается не как представитель рода Фихр, а как потомок Джумаха (аль-Джумахи) (Суюти “Любаб ан-Нукуль”, II, 61-62; Куртуби, внп., XIV, 78).

Из книги «Азбабун-нузуль»

Социальные комментарии Cackle