Не боясь упрёков и новшеств: Кятиб Челеби – великий османский учёный

Мустафа Абдуллах Хаджи, больше известный как Кятиб Челеби, является выдающимся историографом Османской империи, великим ученым и писателем XVII века. Его книги изучались советскими учеными и широко использовались в их исследованиях. Академик Игнатий Крачковский писал о нём: «Добросовестность Мустафы Абдуллаха не позволяла ему закрывать глаза на те влияния и факты, которые шли с Запада. В меру своих знаний он старался привлекать всё полезное, что в них находил, не боясь упреков и новшеств, а может быть даже обвинений в ереси» (Избранные сочинения, 4 том, стр. 601).

Детство и молодость учёного

Мустафа Абдуллах родился в феврале 1609 года в Стамбуле. Настоящее его имя Мустафа, а имя отца – Абдуллах. Когда он стал известным, учёные называли его Кятиб Челеби, а члены императорского совета (Диван-у Хумаюн) нарекли его именем Хаджи Халифа.

Его отец проявлял большое уважение к учёным людям, чьи уроки он старался посещать с особым усердием. Когда Кятибу Челеби исполнилось пять лет, Абдуллах нанял для него учителя, которого звали Иса аль-Крыми. С ним Челеби частично выучил Коран и изучил основы религии. Кроме того, он брал уроки у знаменитого каллиграфа Ахмада Челеби.

Когда будущему учёному исполнилось 14 лет, отец взял его к себе на работу и определил для него зарплату в 14 дирхемов. Проработав некоторое время в канцелярии (калем) с отцом, он изучил стили письма «эркам» и «сиякат», которыми в то время пользовались для составления различных документов.

После убийства янычарами Османа II, Абаза-паша, бывший советник султана поднял восстание. Кятиб Челеби вместе со своим отцом принял участие в подавлении мятежа в Эрзуруме и Багдаде. Их войско взяло в осаду Багдад, но через некоторое время было вынуждено отступить. В обратной дороге домой умерли отец и дядя Челеби.

Вернувшись в Стамбул, он начал ходить на уроки Кадызаде Мехмеда эфенди. С ним он прочёл такие знаменитые книги, как «Ихья улюм ад-дин», «Шарх аль-мавакиф», «ад-Дурар ва тарикат мухаммадия».

Тонкости обучения исламским наукам в Османских медресе
А вы знаете, чему учили студентов османских медресе? Какие книги были настольными у них, а на какие предметы и области знаний делался особый упор? Что, помимо религиозного наполнения, также входило в академическую программу? Именно об этом мы с вами сегодня и поговорим.
05.10.2020
2190

Книголюб и борец с догматизмом

До 1635 года он участвовал в различных военных походах. После этого года он полностью посвятил себя изучению различных наук. «После малого джихада я занялся великим джихадом», – говорил Кятиб Челеби, под «великим джихадом» имея в виду требование знаний.

Великий учёный настолько сильно отдал себя знаниям, что все отцовское наследство потратил на покупку книг. Особое внимание он уделял истории, читал различные исторические и автобиографические книги. В 1636 году умер один из его близких родственников, который оставил ему в наследство огромную сумму денег. Челеби большую часть этих денег потратил на книги, а на оставшиеся деньги отремонтировал свой дом, находившийся между мечетью Фатих и мечетью Явуз Султан Селим, а затем женился.

После его смерти в 1657 году практически все его книги и черновики скупил Иззати Мехмет эфенди. По его свидетельству, Кятиб Челеби был целеустремленным и трудолюбивым, молчаливым и задумчивым, сдержанным и благонравным человеком. Ушаккизаде говорил о нём: «Челеби с аскетами вёл себя как аскет, с детьми – как ребенок, а с пожилыми – как пожилой». Сообщается, что он выращивал различные цветы и очень не любил сатиру.

Челеби был окном запада в мир мусульман. Он стремился примирить достижения европейской науки с кораническими представлениями о сотворении мира. Учёный преподавал своим ученикам геометрию, астрономию, географию и физику. Из-за его новаторства и борьбы с фанатизмом его называют Декартом мусульманского мира.

Ученые, которые становятся подобными шайтану
С публикацией этого труда мы получаем прекрасный исторический источник, который будет интересен исследователям религиозной жизни и истории
11.06.2020
3403

Он изучал тасаввуф и даже писал в этой области различные заметки. Однако он считал, что суфийские текке (ханака, обитель) в его время превратились в места собрания неграмотных и неблагочестивых людей. Он резко выступал против обращения с мольбами к мёртвым, возложения свечей и светильников на могилы. Такие его резкие суждения были причиной его вражды с многими учёными и даже представителями власти.

Islam-today

Понравилась статья? Не забудьте поделиться с друзьями!

Социальные комментарии Cackle