Сегодня, с заходом солнца, мусульманский мир прощается с месяцем Раджаб и входит в Ша’бан, являющийся предшественником Рамадана, оповещающий всех о его приближении. Это восьмой месяц по календарю Хиджры.
Слово «ша’бан» происходит от корня «ша’б», имеющего значение «разделяться, расходиться». Есть разные объяснения причины такого названия этого месяца.
По одной из версий он именовался так в связи с тем, что после завершения одного из четырёх месяцев – Раджаба (Раджаб, Зуль-Ка'да, Зуль-Хиджа и Мухаррам), арабские племена разделялись для ведения сражений на разные группы.
По другой версии они разделялись для добычи воды в этом месяце. Также есть предположение, что Ша’бан получил своё название по причине того, что находится между Раджабом и Рамаданом, разделяет их.
Ещё одно толкование говорит о связи названия с сезоном оживления природы, когда ветки на ветвях деревьев начинают активно расти и как бы разделяться, умножаться.
Статус священности этого месяца наряду с Раджабом и Рамаданом уже является достоинством. Посланник Аллаха ﷺ, с наступлением месяца Раджаб, обращался к Господу с молитвой:
«О, Аллах! Одари нас благодатью в Раджабе и Ша’бане, и позволь достичь (дожить до) месяца Рамадан!» (Байхаки).
Наверное, исходя из этого, праведные предшественники указывали на следующую значимость Ша’бана в этой цепочке, говоря:
«Раджаб – месяц посева, Ша’бан – полива, а Рамадан – время сбора урожая».
И, поистине, каждый из них несёт с собой дополнительный подарок – милости Аллаха. Раджаб – ночь Рагаиб, событие Исра валь-Мирадж, Ша’бан – ночь Бараат, Рамадан – ночь Предопределения (Ляйлятуль-Кадр).
Передаётся от Усамы бин Зейда (р.а.), что как-то он обратился к Пророку ﷺ: «О, Посланник Аллаха! Я не видел, чтобы вы постились в какой-либо месяц столько, сколько вы поститесь в месяц Ша’бан…». На что получил от него ответ: «Это месяц, которым люди часто пренебрегают. А ведь в нём дела человека представляются Аллаху, и мне хочется, чтобы мои дела были представлены, когда я пребываю в посте!» (Насаи, 2678).
Поэтому верующим следует уделить внимание соблюдению поста данного месяца, дабы получить довольство Всевышнего и благо от следования благородной Сунне Его Посланника. Но в то же время не нужно доводить себя до изнеможения перед грядущим обязательным постом. Всё должно быть в меру, а мера каждого индивидуальна, и лучшее поклонение – не большее, а искреннее поклонение. Помните об этом.
Читайте также: Скатерть-самобранка: быль или сказка?
Ляйлятуль-Бараат является второй по значимости ночью после Ляйлятуль-Кадр, которая приходится на середину Ша’бана (с 14 на 15 день). Пророк ﷺ наставлял верующих:
«Когда настанет ночь середины месяца Ша‘бан, то выстаивайте её (дополнительными поклонениями, не спите, не предавайте забвению), а днём соблюдайте пост!» (Ибн Маджа, 1388).
Причина такого напутствия заключается в следующем:
«Аллах смотрит на Своих рабов в ночь середины месяца Ша’бан. Он прощает верующих, даёт отсрочку неверующим и оставляет таящего злобу с его злобой, пока он сам от неё не избавится (то есть, Аллах лишает милости этой ночи тех, кто хранит в сердце обиды, ненависть, желание мести и прочее)» (Байхаки).
Поэтому стоит избавиться от всего, что занимает сердце мирскими интригами и грязью. Очиститься от них для вступления в Рамадан с чувством лёгкости и свободы. Ведь не зря слово «бараат» означает очищение от грехов.
Фото: shutterstock.com