«О человек! Что обмануло тебя относительно твоего Щедрого Господа? [Ведь Аллах – Тот] Кто сотворил тебя и придал тебе совершенное и соразмерное строение? Он придал тебе образ, какой пожелал» (Аль-Инфитар, 82:6-8).
У нас есть долг перед нашим Господом, Который сотворил нас и дал в наше распоряжение столько благ. Наш Господь сотворил человека из одной капли жидкости, придал ему прекрасный и соразмерный облик и одарил его бесчисленными благами.
Приведенное выше обращение нашего Господа способно потрясти любого человека в здравом рассудке, у которого не ожесточилось сердце. Обладающий щедростью и великодушием великий Создатель обращается к человеку и предупреждает его наилучшим образом.
Напоминая Своим рабам, что Он является Господом (Рабб) и Великодушным (Карим), одновременно дает им знать о Своей милости и благосклонности. Наряду со всеми другими благами, которыми человек пользуется в течение всей своей жизни, Всевышний Аллах оснастил его многими физическими и умственными способностями.
Человек в долгу перед Господом за совершенство своего сотворения, за красоту и гармонию своего телесного, умственного и духовного строения. В этих коранических аятах Господь напоминает человеку его сущность, что он собой представляет и что должен делать.
То, что человек сотворен в таком совершенном, соразмерном и гармоничном облике, а кроме того одарен столькими благами, требует от него глубокого уважения и благодарности к своему Господу. Однако в ответ на все эти блага человек проявляет неблагодарность, вместо того, чтобы идти по указанному Господом прямому пути, он часто впадает в заблуждение.
Человек устроен до того гармонично и совершенно, что сам испытывает затруднения в осознании этой прекрасной гармонии и совершенной системы своего организма. Кроме собственного организма, вся планета Земля и вся Вселенная наполнены бесчисленными благами и знамениями для человека. Так вот, все эти блага и знамения должны привести человека, обладающего разумом, к великому Аллаху.
Чтобы понять, насколько высокие способности даны человеку при его сотворении, достаточно поразмыслить над следующим примером. В наши дни человек создает роботы, используя развитую технологию. Однако способности этих роботов по сравнению с человеческими довольно ограничены.
Даже если не брать во внимание умственные и чувственные способности человека, роботы бессильны исполнять даже простейшие для человеческого организма механические движения. Например, если человек захочет взять и прочитать какую-либо книгу, он сядет в наиболее удобной для него позе и начнет читать книгу, с легкостью переворачивая ее страницы, и не будет при этом испытывать никаких затруднений.
Однако стоит ли этого же ожидать от робота, являющегося чудом технологии, или любого другого живого существа, кроме человека? Даже одного этого примера достаточно, чтобы показать, в каком привилегированном положении находится человек. Поистине, наш Господь сотворил человека, как совершенное создание.
В следующем кораническом аяте ясно говорится о том, что человек является существом, достойным почтения, и что он наделен благами и явным превосходством над другими творениями:
«И Мы же оказали почет потомкам Адама [даровав им знание, речь и удобное тело] и перемещаем их по суше и морю. Мы наделили их благим и вознесли над многими другими творениями» (Аль-Исра, 17:70).
Наш Господь напоминает обо всем этом, чтобы человек уверовал в Аллаха, был Ему покорным, поверил направленным Им пророкам и ниспосланным святым Писаниям, а затем исполнил должное и жил праведно на прямом пути.
Помня о милостях Аллаха, пусть человек не поддается обману шайтана и всяких других подстрекателей, пусть живет сообразно цели своего сотворения, используя для этого свой разум.
Чтобы мы могли замечать те подаренные нам Всевышним Аллахом бесчисленные блага, задумались над ними и проявили за них благодарность, наш Господь сотворил великое множество знамений.
Каждая вещь, которую мы видим и замечаем вокруг, является одним из проявлений и знамений Аллаха. Вот поэтому во всем, что находится на земле и небесах и между ними, есть причина задуматься.
Мусульманин должен помнить о дарованных Аллахом благах и опасаться делать что-либо против воли Господа, все свои дела и поступки посвящать лишь Ему и, понимая цену дарованных ему благ, благодарить за них Аллаха.