9-й аят суры «Аль-Хиджр» содержит одно очень важное предупреждение: «После того, что произошло с народами прошлого, когда из-за противостояния и столкновений между этими общинами и пророками дело дошло до исчезновения шариатов, Мы будем защищать этот состоящий из Куръан Карима и сунны светлый шариат».
Неверующие лишь сами пострадают от тех козней, которые они строят, так как таково обещание Аллаха. Поистине, Аллах исполняет свои обещания.
Упомянутая в аяте защита включает в себя Коран и сунну. Она не относится только к Корану. Даже если соизволим предположить, что здесь имеется в виду только защита Коран Карима, то всё равно из этого становится ясным необходимость защиты величественной сунны.
Это происходит из-за того, что величественная сунна неразрывно связана с Коран Каримом, подчинена ему. Поэтому защита Коран Карима делает обязательной защиту неразрывно связанной с ним, зависящей от него величественной сунны.
Следовательно, обещание Всевышнего Аллаха взять на себя защиту Коран Карима содержит в себе и обещание защищать величественную сунну, поскольку величественная сунна – это объяснение и подробное изложение имеющихся в Коран Кариме положений.
Всевышний Аллах соизволил сказать:
بِالْبَيِّنَاتِ وَالزُّبُرِ وَأَنزَلْنَا إِلَيْكَ الذِّكْرَ لِتُبَيِّنَ لِلنَّاسِ مَا نُزِّلَ
إِلَيْهِمْ وَلَعَلَّهُمْ يَتَفَكَّرُونَ
“(И до тебя Мы отправляли посланников) С ясными знамениями и писаниями (с повелениями и запретами для этих общин). А тебе Мы ниспослали Наставление (Коран) для того, чтобы ты объяснял людям ниспосланное для них, и для того, чтобы они призадумались (над истиной, содержащейся в Коране) (Ан-Нахль, 44).
Важно знать: Что такое Сунна?
Здесь употребление не для ограничения смысла, то есть не для сообщения, что защита ограничивается только лишь Коран Каримом. Фраза представлена в такой форме для обеспечения гармонии между началами аятов.
Даже если согласиться с тем, что в аяте имеется ограничение какого-то частного значения, все равно не стоит думать, что это относится к сунне. Ибо обеспечение сохранности Коран Карима связано с защитой величественной сунны.
Для того, чтобы величественная сунна могла служить защитной крепостью для Коран Карима, она и сама должна быть надежно защищена.
Величественная Сунна – это крепкая броня Священного Корана, его надежный защитник и совершенный истолкователь, сообщающий подробности его кратко изложенных частей, комментирующий затруднительные места, объясняющий непонятные детали, заостряющий внимание на самых важных вопросах, расширяющий его очень короткие разъяснения, отдаляющий от него тех, кто затевает с ним игру, желая превратить его в игрушку, отвергающий его истолкования теми людьми, которые исходят при этом из собственных интересов и противоречивых желаний и устремлений, в соответствии с тем извращенным пониманием, к которому склонны их шайтаны и правители.
Это значит, что защита величественной сунны – одно из условий защиты Коран Карима, обеспечение её сохранности – одно из условий обеспечения сохранности Коран Карима.
Наставление пятницы: важные доводы необходимости пророческой сунны Расуль Акрама ﷺ
Следовательно, ничего не значат слова утверждающих, будто упомянутая в аяте защита ограниченна и относится только к Коран Кариму.
Как же может Всевышний Аллах призывать к подчинению Почтенному Пророку ﷺ, во многих аятах Коран Карима повелевать крепко держаться за сунну своего Хабиба и в то же время брать под защиту только Коран Карим, оставляя величественную сунну без Своей защиты?!
Аллах недаром соизволил сказать:
قُلْ إِن كُنتُمْ تُحِبُّونَ اللّهَ فَاتَّبِعُونِي يُحْبِبْكُمُ اللّهُ وَيَغْفِرْ لَكُمْ ذُنُوبَكُمْ وَاللّهُ غَفُورٌ رَّحِيمٌ
“Скажи (о Мухаммад, каждому, кто заявляет, что любит Аллаха, будь он из людей Писания, многобожник или мусульманин): «Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной. Тогда полюбит вас Аллах (и будет доволен вами) и простит вам ваши грехи, ведь Аллах – Прощающий (грехи любящих Его), Милующий (Своих рабов, заслуживших Его любовь, следуя за Его посланником)» (Али Имран, 31).
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُواْ أَطِيعُواْ اللّهَ وَأَطِيعُواْ الرَّسُولَ وَأُوْلِي الأَمْرِ مِنكُمْ فَإِن تَنَازَعْتُمْ فِي شَيْءٍ فَرُدُّوهُ إِلَى اللّهِ وَالرَّسُولِ إِن كُنتُمْ تُؤْمِنُونَ بِاللّهِ وَالْيَوْمِ الآخِرِ ذَلِكَ خَيْرٌ وَأَحْسَنُ تَأْوِيلاً
“О верующие! Подчиняйтесь Аллаху, подчиняйтесь Посланнику и вашим руководителям. (Однако подчинение руководителям обусловлено тем, что они велят вам подчиняться Аллаху и Его Посланнику). Если же вы станете спорить о чем-либо, то обратитесь с этим (за разъяснением) к Аллаху (ища ответ в Его Книге) и Посланнику (или к его Сунне), если вы верите в Аллаха и в Судный день. Это – лучше и прекраснее по итогу!” (Ан-Ниса, 59).
فَلاَ وَرَبِّكَ لاَ يُؤْمِنُونَ حَتَّىَ يُحَكِّمُوكَ فِيمَا شَجَرَ بَيْنَهُمْ ثُمَّ لاَ يَجِدُواْ فِي أَنفُسِهِمْ حَرَجًا مِّمَّا قَضَيْتَ وَيُسَلِّمُواْ تَسْلِيمًا
“Но клянусь твоим Господом, они не станут верующими, пока не назначат тебя судьей в своих запутанных делах, не перестанут испытывать в душе несогласие с твоим решением и не подчинятся полностью”. (Сура “Ан-Ниса”, 65).
بِالْبَيِّنَاتِ وَالزُّبُرِ وَأَنزَلْنَا إِلَيْكَ الذِّكْرَ لِتُبَيِّنَ لِلنَّاسِ مَا نُزِّلَ
إِلَيْهِمْ وَلَعَلَّهُمْ يَتَفَكَّرُونَ
“(И до тебя Мы отправляли посланников) С ясными знамениями и писаниями (с повелениями и запретами для этих общин). А тебе Мы ниспослали Наставление (Коран) для того, чтобы ты объяснял людям ниспосланное для них, и для того, чтобы они призадумались (над истиной, содержащейся в Коране) (Ан-Нахль, 44).
Поэтому Расулюллах ﷺ не тот проповедник, который остановится на время, произнесёт нужные речи, а затем продолжит двигаться по указанию своего нафса.
Благословенная сунна: «Читайте намаз так, как вы видели меня, читающим намаз»
Это настоящая жизнь со своими принципами, обрядами поклонения, правилами приличия (адабами), моральными нормами, ценностями, положением человека в обществе и социальным устройством.
Поддерживать Расулюллаха ﷺ означает поддерживать, укреплять его шариат, который продолжит свое существование и после его смерти. Если бы его шариат не был саморазвивающийся, самодостаточной жизненной системой, то не просуществовал бы до наших дней.
Абу Бакр Сыддик (р.а.) пошел войной на тех, кто отрекся от ислама и отказался отдавать закят. Он поклялся воевать с ними за неисполнение повеления Аллаха и Его Посланника ﷺ, если из того, что они отдавали Расулюллаху ﷺ в качестве закята, не отдадут хоть одного козленка или одну верблюжью уздечку.
Из всего изложенного можем сделать такой вывод: Коран Карим призвал подчиняться Расулюллаху ﷺ во всем, что из него исходит, так как он – получающий откровения посланник и не станет говорить, что ему вздумается.
Тем, кто читает эти высказывания, они придают уверенности относительно того, что величественная сунна – признанный Всевышним Аллахом источник. Также они подтверждают, что сунна является частью того наставления (зикра), которое обещано защитить.
Наставление пятницы: «Принимайте, что дал вам Посланник ﷺ, и избегайте того, что он запретил вам»
Мухаммад Йелкенджи «Ясной религии ислам не может быть без посланника Аллахаﷺ»
Все фото: elements.envato.com