В исламе родственники обладают большими правами. В хадисе сказано: «Внимание, оказанное родственнику, удлиняет жизнь» (Ибн Шахин «Ат-Таргиб», 386; Кудаи «Аш-Шихаб», 100; Ибн Мулган «Аль-Бадруʼль-Мунир», 7/238).
В хадисе, переданном Анасом (да будет доволен им Аллах), сказано: «Кто хочет, чтобы его удел был изобильным и жизнь была длинной, пусть навещает своих родственников» (Бухари, Адаб, 12, Буйу. 13; Муслим, Бирр, 20; см.: Абу Давуд, Закят, 45).
В другом хадисе говорится: «Знайте тех, с кем вам нужно поддерживать родственные отношения (сила-и рахим). Ибо это станет причиной укрепления семейных уз, увеличения богатства и удлинения жизни» (См.: Бухари, Адаб, 12; Муслим, Бирр, 21; Абу Давуд, Закят, 45).
Конечный срок человеческой жизни (аджаль) и его жизненный удел (ризк) заранее предопределены. Они не увеличатся и не уменьшатся, о чем имеются точные доводы.
В таком случае, на что же указывает содержание этого хадиса? На этот вопрос можно ответить так: всё написанное в Хранимой скрижали (Лавх-и Махфуз) иногда может быть чем-то обусловлено.
К примеру, может быть сказано: «Если этот человек будет поддерживать связи с родственниками, то продолжительность его жизни составит семьдесят лет. Если же он не будет ими интересоваться, тогда проживет пятьдесят лет».
Также может быть обусловлено наличием или отсутствием молитвы и тем или иным способом добывания средств к жизни.
Помощь родственникам - наша обязанность
Такой смысл имеет аят:
«Аллах стирает и утверждает то, что пожелает, и у Него – Мать Писания» (Раʼд, 39).
Это зависит от того, что будет показано ангелам в Хранимой скрижали. И вовсе не соотносится с извечным знанием Аллаха, ибо там нет никакого стирания или уменьшения. Или же в этом хадисе может подразумеваться следующее: его удел будет благодатным, а его имя долго не забудут после его смерти. Это всё равно, что прожить долгую жизнь. Или же в этом хадисе используется преувеличение с целью побудить людей почаще навещать своих родственников.
Иначе говоря, если бы существовало нечто такое, что делало бы удел изобильным, а жизнь более продолжительной, то конечно же, это было бы благодаря поддержанию родственных связей.
Аят, ниспосланный в отношении неверующих родителей
Это подтверждается следующим хадисом: «Тот, кому осталось жить три дня, навестит родственников. Благодаря этому, Аллах продлит его жизнь на тридцать лет. А кто прервет отношения с родственниками, тому тридцатилетний срок жизни сократит до трех дней» («Терджид-и Сарих», 6/366). Данный хадис усиливает упомянутое в предыдущем хадисе положение об преумножении удела и продлении жизни.
В хадисе сказано: «Ангелы не спускаются к тем людям, среди которых имеются прерывающие родственные отношения» (Бухари «Адабуʼль Муфрад», 1/32; Хайсами «Маджмауʼз Заваид», 8/151).
Ещё в одном хадисе говорится: «Кто поддерживает связь с родственниками, с тем и Аллах не прерывает связи, даруя ему Свою милость. Кто прерывают с ними отношения, тем Он прекращает Свою помощь и милости» (Ахмад «Муснад», 1/321; Хаким «Аль-Мустадрак», 4/179).
В риваяте, дошедшем от Абдуллаха б. Умара (да будет доволен им Аллах), наш Пророк ﷺ сказал: «Соблюдающим сила-и рахим считается не тот человек, который делает добро друзьям и родственникам в ответ на сделанное ими добро. Это тот, кто находит родственников, прервавших с ним отношения, навещает их и делает им добро» (Бухари, Китаб аль-Адаб, хадис № 5991; Тирмизи, Китаб аль-Бирр, 1908).
Что в Коране говорится о кровном родстве?
"Исламский путь"
Фото: shutterstock.com