Пустыня… Именно с этим образом у меня сегодня ассоциируются наши сердца. И неважно, безмолвная, холодная или выжженная, пустая… Кажется, что, живя в материальном достатке и даже изобилии, мы так обнищали душой, что кроме денег, выгоды в нас ничего не осталось. Почему?
Давайте сегодня поговорим о любви. К отцу и матери, к брату и сестре, к мужу и жене, к сыну и дочери, к соседу и коллеге, к ближнему... О субстанции вечной, как мир. О прекрасном, ярком чувстве, которое веками воспевалось человечеством, и так помогает, украшает нашу жизнь по сей день, делая нас лучше, счастливее. О чувстве, без которого, казалось бы, наше существование невозможно.
Но сегодня мы живем так, будто в любви вовсе не нуждаемся и, если встанем перед выбором: любовь или деньги, поголовное большинство из нас выберет второе. Отчего сегодня в нас ее так мало осталось? Что происходит с нами? Чем мы можем объяснить свою жадность на проявления этого чувства, и все больше погружаемся в тень своего одиночества?
Это интересно: Любовь в Исламе, какая она?
Один из героев произведения В. Гюго «Отверженные» говорит: «Любовь погибает от излишества». Неужели он прав?
Казалось бы, имея все необходимое для комфортной жизни: ум, здоровье, возможности, земные блага, данные Аллахом, разумный человек, понимая это, должен был бы наполниться любовью, бесконечной благодарностью Всевышнему, также любить и окружать заботой идущего рядом.
Наша вера Ислам основана на любви, есть хадис: «Кто не полюбит, тот не из нас».
Сам Аллах Тагаля показал Свою любовь к первому человеку Адаму, приказав всем обитателям небес поклониться ему и наделив человечество бесконечными милостями Своими.
А как любил людей наш пророк Мухаммад ﷺ, заботясь о каждом, простаивая ночи в молитвах за свою умму – знает каждый мусульманин!
С трогательной любви матери, отца начинается наша жизнь уже в первые дни зачатия, еще в утробе; с самых первых минут появления на свет; и потом – на протяжении своей жизни мы живем, получая эти чувства и эмоции от близких людей.
Однако, почему сегодня мы, все время лишь получая эту любовь, разучились отдавать, возвращать ее?
И даже помня в теории эту заповедь, крича об этом на всех трибунах мы, абстрактно, любим всех и никого конкретно!
На самом же деле, в жизненной практике мы совершенно равнодушны к проявлениям этой самой любви по отношению к ближнему: не отвечаем на звонки, не слышим крики о помощи, не помогаем нуждающемуся в нас, не надежны и безответственны, не умеем благодарить за оказанное нам участие, даже затрудняемся давать «Салям».
Не оттого ли, что погоня за пресловутыми материальными благами отбирает все наше время, приводя к физическому, эмоциональному выгоранию, апатии, лишая нас сил проявлять действительно ценностные отношения: духовную и тактильную близость, возможность выражать свои чувства любви, понимания, соучастия, дружбы, заботы, сопереживания...
Почему сегодня мы, женщины, монетизируем любовь, делаем ее зачастую эквивалентной деньгам, считая, если внимание наших мужчин «подкреплено предметно» (будь то цветы, конфеты, украшения, меха и т.д.), то он, правда, любит.
Мы дожились до того, что человека, который готов любить и заботиться о нас, но имеющего мало денег – отвергаем, пренебрегаем, считая неудачником; не желаем принимать одну лишь любовь!
Один мудрец сказал: «Сердце как сосуд. Если ты не заполнишь его любовью к поминанию Аллаха, то шайтан заполнит его любовью к грехам».
Неужели наши сердца так зачерствели и опустели, что нашему «сосуду» достаточен «звон» заполняющих его «монет», чтобы быть довольными жизнью, а для любви – простой, человеческой в нем нет места?
И даже будучи взрослыми, состоявшимися, обеспеченными, имеющими всё с лихвой (не хватает только мужа), на старости лет, ищем не просто хорошего, богобоязненного человека, который может стать нам опорой на склоне лет, а непременно с домом, зарабатывающего, деятельного, добытчика, стремящегося к дальнейшим материальным завоеваниям…
И даже Хадича (да будет доволен ею Аллах) – жена нашего пророка Мухаммада ﷺ, являющая собой прекрасный пример любящей женщины, пример критерия отбора спутника жизни и отсутствия меркантильных интересов, более того, пожертвовавшая своим богатством ради дела мужа, является для нас аргументом не столь убедительным.
Опыт показывает, что свои решения мы принимаем не головой, не умом, а душой, сердцем, где обычно живет наш нафс, и уже потом – мозг или разум подстраивается, «обслуживает» наше желание, выискивая возможности, способы его выполнения, оправдания. И что интересно, чем больше мы материально потребляем, тем меньше имеем морального удовлетворения, ощущения легкости, радости.
Кажется, что сегодня наш нафс так овладел и управляет нами, что мы абсолютно бессильны перед ним – оттого и несчастны. Мы все меньше нуждаемся в любви! Теряем способность любить. Как же страшно это звучит!
Живя в век рыночных отношений и пока еще страдая от одиночества, желая получить любовь, мы, даже к объекту, предложившему ее, подходим как покупатель – к овощам на базаре, чаще не с интересом, заведомо предвкушая удовольствие от него, а придирчиво, выискивая в нем каждый изъян, каждую царапину…
Нам совершенно не хочется думать о том, что, удалив ту маленькую погрешность, сможем быстрее насладиться вкусом, сочностью плода.
Так, не желая сделать даже маленькое усилие: не заметить, простить, принять недостаток человека, мы сами себе блокируем вход в дверцу, за которой, может быть, живет наше простое земное счастье, лучше которого нет на свете. А счастье там, где есть любовь. Они неразлучны. Не умея любить, сомнительно быть любимой, хотя и такое случается в нашей жизни, однако в этом нет блага.
Мне могут возразить: мы умеем любить, ведь мы души не чаем в своих детях, в родителях! Да, мы любим свою маму так, что посвящаем свою жизнь ей. Даже не выходим замуж! Да, мы так любим свою взрослую 30-летнюю дочь, что не хотим «отдавать» ее замуж, выискивая малейшие причины. Или каждый год возим мать на моря, дарим подарки, но каждый день грубо закрываем ей рот, стоит ей заговорить.
Да, мы так любим своих детей, что не устаем покупать им сотую, сто первую игрушку, как бы компенсируя недостаток внимания к ним, ставя их на первое место («Важнее чем дети, ничего нет на свете!»); служим им сами, заставляя служить мужа, дедушку, бабушку, как «господину», не сыну, внуку, не оставляя любви и заботы для тех же перечисленных близких.
Тем самым сеем в души детей зерна потребительства и попутно воспитывая ложное понятие любви: дарит подарки, значит любит.
Да вовсе не этого они ждут от нас, поверьте, а любви и ласки, участия. А как мы, в последнее время, научились у психологов-коучей любить себя, подменяя понятие иметь элементарное чувство человеческого достоинство на любить себя – это отдельная история, финал которой разрушителен: распавшиеся семьи, прерванные отношения, неспособность сосуществовать вместе с близкими людьми, несчастные дети…
Правильна ли такая любовь, нужна ли она? Есть ли в такой любви баракат? Приведет ли она к довольству Аллаха? Быть может, мы не с того начинаем, не так понимаем, не туда направляем свою любовь?
Важно знать: Какую дуа читать, чтобы полюбить себя?
Возможно, нам необходимо начать с главного – с любви к Аллаху? Так что такое любовь? Истинная. Настоящая. Праведная.
Это прежде всего чувство, состояние души. В высшей степени чистое, светлое, высокое, окрыляющее (в нашем понимании), искренность которого обусловлена тем, что ее хочется все время отдавать и не важно, получаешь ты ее взамен или нет, надежды достаточно. Поверьте, отдавать – приятнее, чем брать; к тому же, «Рука дающего – выше берущего» …
Вероятно, наша закостенелость, равнодушие, холодность, жесткость и кроется в недостатке нашей любви к своему Создателю? Ведь любовь к Аллаху, искренне и надежно поселившаяся в нашем сердце, наверняка не оставит там места для нелюбви.
Она начнет проявляться, по отношению к Всевышнему, поминанием Его; поклонением Ему; разумностью, светом в душе; желанием достичь довольства Его… и дальше проецироваться на людей посредством доброты, бережного отношения, радушия, симпатии, мягкости, легкости, заботы, прощения… Тогда она будет настоящей. Эта любовь.
Видимо не зря арабское слово "махаба" – любовь – изначально подразумевает любовь к Аллаху и имеет значение таких понятий как чистота, большой переполненный сосуд, привязанность, волнение, плод сердца.
Любовь – плод сердца. Если мы и дальше будем закрыты для любви и не откроем створки своих душ и сердец, не наполним их влагой любви, в наших сердцах не зацветут оазисы и не созреет сей прекрасный плод, ведь именно в нем мы черпаем силы, счатье и вдохновение, чтобы идти вперед, через испытания, к довольству Всевышнего.
Без махаббата – любви, ну никак нельзя, согласитесь.
Алсу Шакири для «Мөселманнар»
Все фото: elements.envato.com