Фото: Ислам-тудей
Смерть – это неотъемлемая часть жизни любого человека. Всевышний в Священном Коране сказал:
«Поистине, смерть, от которой вы пытаетесь убежать, настигнет вас, затем вы будете возвращены к Знающему тайное и явное, и Он сообщит вам, что вы делали [при жизни, и воздаст вам за ваши дела]» (Аль-Джум`а, 8).
Как и во многих других культурах, у татар есть свои особые похоронные обряды и традиции. Они прежде всего основаны на исламских канонах, но также имеют свои местные особенности.
В татарской культуре глубокая и значимая традиция предполагает подготовку к собственной смерти задолго до того, как она наступит. Это предвидение отражает глубоко укоренившееся уважение к неизбежности смерти и понимание того, что заблаговременная подготовка может облегчить бремя близких в трудное время. Это также подчеркивает важность принятия ответственности за собственную кончину.
Татарские бабушки и дедушки были примером предусмотрительности и заботы. Они заранее тщательно готовили для себя саван и другие похоронные принадлежности, которые будут использоваться после их смерти. В семье эта ответственность традиционно лежала на женщине: она готовила необходимые вещи как для себя, так и для мужа.
Если в дореволюционный период все это хранилось в сундуке, то в советский период, особенно в городской среде, для хранения похоронных принадлежностей стали использоваться специальные чемоданы. Это не просто акт практичности – это является демонстрацией любви, сигнал членам семьи, что они не будут испытывать дополнительного стресса, связанного с организацией этих важных вещей в столь сложный период.
Это также свидетельствует о признании того, что смерть не должна быть источником бремени, а скорее естественным переходом, к которому можно подойти с достоинством и подготовкой.
Фото: Ислам-тудей
1. 10 метров простой белой ткани для савана (кәфенлек), символизирующий чистоту и равенство перед смертью;
2. иголки и белая нить для шитья савана (причем при шитье савана стежки должны быть большими, а нить – без узелков),
3. 10 метров веревки для опускания тела в могилу (обычно для этого используется марля),
4. губка для мытья тела усопшего,
5. мыло,
6. две пары резиновых перчаток для моющих тело людей,
7. 3-4 штуки гвоздики и камфора, которые кладут в воду для придания приятного запаха,
8. головные и носовые платки для раздачи в виде милостыни.
Фото: Ислам-тудей
В современном мире татары также столкнулись с одной новой проблемой – людей обладающий знаниями о том, как правильно омыть покойного, становится все меньше.
Раньше усопших мыли специально обученные люди – «мәет юучы». Знания и тонкости этого дела как правило передавались из поколения в поколение. Этот священный акт очищения тела перед погребением, важен в татарской и в других мусульманских культурах, поскольку он подготавливает тело к месту последнего упокоения.
Сегодня мало кто знаком с соответствующими ритуалами и их тонкостями, поэтому крайне важно искать тех, кто разбирается в этих традиционных практиках. Необходимо уделить внимание возрождению этого «ремесла».
Более того, важно помнить, что подготовка к смерти не заканчивается сбором этих принадлежностей. Желательно заранее определиться с местом захоронения и при необходимости приобрести землю на кладбище. За это близкие несомненно будут вам благодарны в своих дуа. Ведь вы таким образом обеспечите душевное спокойствие себе и своим близким.
Фото: Ислам-тудей
Хотелось бы чтобы эта красивая традиция заблаговременной подготовки к смерти продолжала сохраняться среди татар. Все эти упреждающие шаги не только снимают эмоциональное напряжение с членов семьи во время горя, но и являются данью уважения к культуре предков.
Фото: Ислам-тудей
Мухсин Нурулла