В ночь с 14-го на 15-ое сентября наступает благословенная ночь Мавлид ан-Наби: время появления нашего Пророка ﷺ на свет. В преддверии Мавлида поговорим об образцовой нравственности Любимца Аллаха, о том, как Пророк Мухаммад ﷺ проявлял стойкость и никогда не падал духом, в какую бы ситуацию ни попадал.
Посланник Аллаха ﷺ, прежде всего, был тем, которого называли «аль-Амин» (надежный). Он был надежным и уверенным в своих убеждениях человеком (Ибн Сад, 1/156). Когда был ниспослан аят: «Увещевай своих ближайших родственников» (Шуара, 26/214), он взошел на вершину холма Сафа и спросил:
– О курайшиты! Вы поверите мне, если я скажу, что за этим холмом скрывается армия противника? Она намеревается захватить город и там расположен их лагерь?
Все в один голос ответили:
– Да, так как мы не слышали, чтобы ты когда-либо солгал! (Ибн Сад, 1/200).
К нему также обращались люди, желающие получить хорошую прибыль в торговле. Так как он был очень надежным человеком, то не утаивал прибыль от продажи товаров каравана. Он достоверно и точно сообщал хозяину каравана сумму полученной прибыли (Сарычам, 2003, 78).
Человек, который не пользуется доверием людей, не может собрать вокруг себя такое большое количество сторонников. Посланник Аллаха ﷺ является образцом надежности для людей. В любых слоях общества, в любых жизненных ситуациях чувство надежности занимает важное место. Во всех сферах жизни, начиная с воспитания и заканчивая экономикой, в общественных и международных отношениях, человечество достигает успеха в зависимости от уровня чувства надежности. Чувство надежности приобрести очень сложно, но очень легко потерять.
Поэтому усилия человека, направленные на то, чтобы заслужить веру людей, являются ценными усилиями. И они должны быть постоянны. Ибо нелегко вновь обрести веру, утерянную в силу ряда небрежностей. В этом нужно брать пример с пророка Мухаммада ﷺ и при любых обстоятельствах и условиях вести себя так, чтобы вера людей в нас принесла свои результаты.
Тест: насколько хорошо мы знаем пророка Мухаммада ﷺ?
Фото: Sener Dagasan/ shutterstock.com
Чтобы дойти до смысла происходящих с ним событий и принять правильное решение для приведения в порядок своей жизни, Пророк ﷺ проявлял такое ценное качество, как «сабр» (терпение). В связи с этим, можно сказать, что сабр – это единственно верная первая реакция на ситуацию и дальнейшая форма поведения при том или ином событии. Разъясним это на примере следующей истории: «Когда Пророк ﷺ, обращаясь к женщине, плачущей у могилы сына, сказал: «Побойся Аллаха, терпи», она возразила ему: «Уйди отсюда, ведь с тобой не случилось то, что случилось со мной». Потом эта женщина поняла, что это был Пророк ﷺ и, подойдя к нему, извинилась, объяснив, что не узнала его.
Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Терпение проявляют в первые минуты беды» (Бухари, Джанаиз, 32, 43).
Поспешные поступки – это поступки, совершаемые бездумно, спонтанно и, в большинстве случаев, под воздействием эмоций, как например, кричать в гневе, разбрасывать и разбивать все вокруг. Ведущий себя таким образом наносит обиду своему собеседнику. Если поступок совершается с проявлением терпения, он направлен не на сопротивление, а на поиск приемлемого выхода. Человек, контролирующий себя, старается не произносить слова, за которые потом придется раскаиваться, не совершать поступки, которые могут обидеть других. В этом и проявляется терпение.
Гнев и обида препятствуют разумному поведению человека и мешают принятию правильного решения. Поэтому человек, не сдержавший первые эмоции, позднее сожалеет и раскаивается в своем поведении, понимая, что ничего нельзя вернуть, и уже никогда не будет так, как было прежде. Пророк Мухаммад ﷺ говорил, что истинно сильный тот, кто сумел сдержать себя в состоянии гнева (Бухари, Адаб, 72; Муслим, Бирр, 107).
Поможем вместе семье Абдуррахмана и Юсуфа Садыковых вылечить детей!
Фото: Chinnapong/ shutterstock.com
Кроме того, Посланник Аллаха ﷺ, вместе с трудностями, связанными с выполнением пророческой миссии, пережил и множество личных несчастий и бед. Он при жизни потерял всех детей, кроме дочери Фатимы (р.а.).
В горе проливая слезы, когда умер его маленький сын Ибрахим, он повернулся к горе и воскликнул: «О гора! Если бы с тобой случилось то, что постигло меня, ты бы развалилась, но мы, как нам повелел Аллах, скажем: «Мы – рабы Аллаха, и к Нему наше возвращение. Только Аллах достоин восхвалений» (Белазури, 1/452).
Таким же образом, выполняя свою миссию призыва к исламу, он проявлял терпение, когда его подвергали оскорблениям и издевательствам, и никогда никого не проклинал. Даже после горестного для него путешествия в Таиф, он, посланный Аллахом в качестве милости для миров, не стал проклинать своих обидчиков.
Пророк ﷺ на личном примере показал, что терпение – это не бездеятельное ожидание или пассивная безучастность, а ценный период, требующий искренних усилий, направленных на улучшение обстоятельств и исправление ситуации. Пророк Мухаммад ﷺ никогда не падал духом, в какую бы ситуацию ни попадал.
Он учил, что проявлять терпение сложно, но это приведет к прекрасному результату, и терпение есть средство воспитания, совершенствующее душу. Прежде усвоения правил, необходимых для доведения до автоматизма этого качества, необходимо иметь стремление и усердие в достижении цели.
Ибо невежество толкает человека в капкан гнева, создает различные комплексы и, вместо понимания глубинной сути, приводит к поверхностной оценке событий. А за этим следуют ошибочные решения. Поэтому мы, следуя примеру Посланника Аллаха ﷺ, обязаны научиться тому, с каким терпением встречать трудности и на какие принципы опираться в таких ситуациях.
Фото: acarapi/ shutterstock.com
Посланник Аллаха ﷺ был обязан быть справедливым к людям: «И мне велено относиться к вам справедливо. Аллах – наш Господь и ваш Господь» (Шура, 42/15).
Справедливость очень важна для сохранения счастья и покоя в обществе. Наш любимый Пророк ﷺ был обязателен в соблюдении справедливости во всех своих делах, не делая различений между бедными и богатыми.
Справедливость Пророка ﷺ была решающим фактором в сохранении покоя людей. Следующая история представляет пример щепетильного подхода в вопросах справедливости.
Некая женщина из племени Махзун совершила кражу. Вина ее была доказана. Ее осудили. Некоторые сподвижники решили заступиться за нее, чтобы отменить наказание, и, так как они знали, что Посланник Аллаха ﷺ не откажет Усаме бин Зайду, выбрали его в качестве посредника. Усама пришел к Пророку ﷺ с этой просьбой.
Но ответ Посланника Аллаха ﷺ был строг:
«Неужели ты хочешь воспрепятствовать выполнению закона Аллаха?» Затем он обратился к людям: «Не забывайте, что народы, жившие до вас, не наказывали богатых и влиятельных из них, которые совершали преступление. Но когда преступление совершали бедные и слабые люди, их наказывали жестоко. Именно поэтому эти народы исчезли с лица земли» (Бухари, Худуд, 12; Муслим, Худуд, 8-9).
Общество людей держится за счет справедливости. Во всех своих делах пророк Мухаммад ﷺ руководствовался принципом справедливости. Он был очень пунктуален в отношении соблюдения человеческих прав. Он даже в мыслях никогда не допускал посягательства на жизнь и имущество других, никогда не желая нарушать права кого бы то ни было. Если он случайно обижал кого-либо, сразу стремился компенсировать обиду. Этот случай является примером этого: когда перед сражением Хунайн Посланник Аллаха ﷺ передвигался на своем верблюде, один из сподвижников, ехавший рядом, иногда задевал его благословенное бедро своей обувью, причиняя боль.
Фото: Drazen Zigic/ shutterstock.com
В конце концов, Пророк ﷺ, сделав замечание этому сподвижнику, ударил его плеткой по ноге. На следующий день он вызвали к себе этого сподвижника, который удивился, не зная причины вызова. Пророк ﷺ сказал ему: «Вчера ты причинил мне боль, зажимая мою ногу. А я ударил плеткой по твоей ноге. Я вызвал тебя, чтобы расплатиться с тобой». И Посланник Аллаха (сас.) дал ему восемьдесят овец (Табари, 3/93).
Пророк ﷺ всегда осуждал злодеяния, которые являются антиподами справедливости, и всегда был рядом с обиженными. Словами: «Мусульманин – брат мусульманина, он не станет причинять ему зла», пророк Мухаммад ﷺ указал на важный принцип соблюдения мусульманами прав друг друга.
Следуя аяту: «О те, которые уверовали! Будьте стойки ради Аллаха, свидетельствуя беспристрастно, и пусть ненависть людей не подтолкнет вас к несправедливости. Будьте справедливы, ибо это ближе к богобоязненности» (Маида, 5/8), он стал образцом поведения в этом и наставлял, что посредством зла невозможно что-либо исправить, создать, и, что все злодеи, в конце концов, Понесут наказание за свои поступки.
Исполнил ли пророк Мухаммад ﷺ свою пророческую миссию до конца?
Из книги «Наш Пророк ﷺ»