Наставление пятницы: не следуй тому, чего не знаешь
«И не следуй тому, чего не знаешь. Поистине, слух, зрение и сердце – все они будут призваны к ответу [за совершенные поступки]» (Аль-Исра, 36).
Человек − это существо, на которого возложена ответственность: он отправлен в этот мир не праздношатающимся и безрассудным, не брошен в одиночестве, не оставлен без присмотра. За свои добрые дела он получит воздаяние, а за свои злодеяния будет держать ответ. Каждый из нас сотворен в совершенном виде, и нам известно, что является добром, а что – злом. Поэтому никто из нас не сможет в Судный день оправдаться своим незнанием, чтобы избежать наказания.
Исходя из этого, нам запрещено следовать тому, о чем мы не имеем достоверного знания, ведь рядом с нами находятся ангелы, которые наблюдают и записывают каждое слово и действие, ничего не упуская.
«Воистину, дьявол движется внутри человека, как движется кровь»
Когда можно, а когда нельзя оправдывать человека? До какой же степени мы должны оправдывать других людей и думать о них хорошо?
Аят «не следуй тому, чего ты не знаешь» обладает очень широким значением. Он требует, чтобы человек в личной и общественной жизни не руководствовался вместо знания разными догадками и предположениями. Данное повеление охватывает все стороны жизни мусульманина: нравственность, право, политику и управление. Ислам запрещает обвинять кого-либо, не проводя расследования и основываясь лишь на догадках. В данном случае «знание», о котором говорится в аяте, нужно понимать как твердое доказательство.
В соответствии с этим, человеку запрещено руководствоваться недостоверной информацией, слухами, нельзя безосновательно высказываться о ком-либо, если можешь нанести ему материальный или моральный ущерб.
В юридической сфере принцип «не следовать тому, чего ты не знаешь» означает не выступать свидетелем, если ты своими глазами не видел случившегося. Нельзя давать ложные показания или клеветать на целомудренных женщин и мужчин.
Как должен вести себя мужчина, когда его жену обвиняют в неверности
Таким образом, в этом длинном хадисе описывается, как должен вести себя мужчина, когда его жену обвиняют в неверности...
В сфере нравственности это значит, что нельзя распускать слухи и сплетничать, нельзя осуждать кого-то на основе слухов и сплетен. Мусульманин проверяет любую полученную информацию и не действует на авось. Он знает, что если будет действовать, как ему вздумается, и тем самым навредит чужим интересам, то в ахирате ему за это придется понести наказание (Аль-Худжурат, 6), поскольку слух, зрение и сердце будут призваны к ответу.
Всевышний Аллах повелевает:
«О, верующие! Избегайте множества подозрений! Поистине, некоторые подозрения – это грех» (Аль-Худжурат, 12).
В Судный день наш Господь запечатает наши уста и заставит говорить наши руки и ноги. Они будут по одному говорить и свидетельствовать о том, что делал их владелец в этом мире. Руки, ноги, глаза, уши будут свидетельствовать за или против своего хозяина (Йа Син, 65; Фуссылат, 20; Ан-Нур, 24).
Как Пророк (мир ему) описал положение грешников в Аду?
Посланник, мир ему и благословение Аллаха, поведал: «Когда мы достигли первого неба, Джибрил, мир ему, постучался в небесные врата. На этом небе я увидел очень много удивительного». Мы расскажем о некоторых из этих явлений.
Пророк (с.а.с.) также говорил: «Как можно больше избегайте предположений. Потому что предположение является самым лживым словом» (Бухари).
Соответственно, мусульманин должен жить по принципу «не верь всему, что слышишь» и даже из увиденного не делать поспешных выводов. Если человек будет пересказывать другим все, что услышал, это запишется ему в грехи. В другом хадисе говорится: «Говорить о чем-то не увиденном тобой так, будто ты видел это собственными глазами, − это и есть наибольшая клевета» (Бухари).
Читайте также:
-
Большие грехи: признание своим отцом того, кто не является таковым
Абу Хурайра (радыйаллаху анху) передает от Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям):
«Не отрекайтесь от ваших отцов! А кто отрекся от своего отца, пусть знает, что это – неверие».
«Пусть проклянет Аллах того, кто называет отцом не своего отца, хотя он знает, что это – не его отец».
-
Мусульманские праздники 2015
3 января – Маулид-ан-Наби – празднование рождения Пророка Мухаммада. 23/24 апреля – Ляйлят-аль-Рагаиб – день бракосочетания Амины и Абдаллаха ибн ал-Мутталиба. Считается, что именно в этот день и был зачат Пророк.
-
Какие сны можно рассказывать другим, а какие не следует?
Человек, увидевший благой сон, в первую очередь, должен поблагодарить за это Всевышнего, ибо воспринимает это как благой знак.
Сны можно разделить условно несколько категорий:
-
Простой поступок, который лучше целого мира и дарует вам защиту Всевышнего
Кажется, что в современном, суетливом и динамичном мире, встать на работу – это целая проблема, не говоря уже о подъеме на утренний намаз. Он кажется нам отягощающим. Пока наше единственное желание это спать, мы даже не осознаем сколько достоинств скрыто в фаджр-намазе, пользы для души и ежедневной жизни.
-
7 видов поминания Аллаха
Мир сердца является мираджем тех, кто часто совершает покаяние перед Аллахом. Мир духов является местом восхождения тех, кто любит Аллаха. Мир сокровенных тайн является мираджем познавших (ариф). Когда ты совершишь восхождение, покинув человеческий мир, тебя встретят владения (тасарруф) Всевышнего.
-
7 категорий людей, которых не любит Всевышний
Особенно важно задуматься об этом в преддверии священного Рамадана – поскольку во время этого месяца, как известно, возрастает многократно награда за благие дела – но и увеличивается наказание за грехи.
-
Почему согласно сунне нужно сбривать волосы новорожденному?
Несмотря на все трудности беременности, родители с нетерпением ждут рождения своего чада и готовятся к этому знаменательному дню. Кроме подготовки всего необходимого из вещей для новорожденного, нужно также готовиться и самим родителям, изучая правовые нормы и этические вопросы, связанные с рождением ребенка...
-
Мечты сбываются: намаз, который исполняет желания
Среди дополнительных видов намазов есть такой, какой читается в момент нужды, для избавления от трудностей, разрешения каких-то жизненный ситуаций – при любых потребностях. Это хаджат-намаз.