«Посещать мечети Аллаха должны только те, кто верит в Аллаха и в Судный день, кто совершает намаз, выплачивает закят и не боится [никого], кроме Аллаха. Они обязательно будут наставлены [на истинный путь]» (Ат-Тауба, 18).
Если окинуть взглядом все народы мира, то легко можно заметить наличие у каждого народа святых мест для поклонения. И это касается не только верующих в Аллаха представителей небесных религий, но и всех существующих религий. Возведение храмов берет свое начало еще от первых людей. К тому же в Коране сообщается, что первым домом, возведенным для совершения людьми поклонения Аллаху, была Кааба (Али Имран, 96). Если брать во внимание предание об основании Каабы пророком Адамом (а.с.), то можно утверждать, (Ан-Ниса, 111-112), что традиция возведения мест для поклонения берет свое начало от первого человека.
В исламе создано много учреждений для обеспечения сплоченности людей в обществе, для укрепления дружбы и сотрудничества между ними и для установления взаимоотношений, основанных на любви и милосердии. Главными из этих учреждений, безусловно, являются мечети. В течение четырнадцати веков в исламском мире мечети были для мусульман местом поклонения, обучения и собраний. Собираясь для поклонения, люди получали в мечетях религиозные знания и обсуждали мирские дела. Но когда количество повседневных проблем увеличилось, их решение перенесли в другое место, а мечети остались лишь центрами поклонения и религиозного обучения. И такое положение сохранилось до наших дней.
Мечети, в которых поминается имя Аллаха, поистине обладают особой духовной атмосферой. Мусульмане называют мечети «домом Аллаха» и находят в них возможность остаться наедине со своим Господом, удалившись хоть ненадолго от мирской суеты.
В мечетях выслушают жалобы несчастных, больным пожелают скорейшего выздоровления, а должникам избавления от долгов, там утрут слезы плачущим и поддержат покаяние грешников, произнося вместе с ними «Аминь», там поделятся своими радостями, там встретят новорожденных и проводят в последний путь усопших. Со словом пожелания мира «Салям» в мечетях закладываются основы дружбы и хороших отношений. Одним словом, там находится общее сердце всех мусульман. Если это сердце бьется, значит, живут мусульмане. Как известно, по венозным сосудам загрязненная кровь доставляется в сердце. Очищенная в сердце кровь по артериям обратно поступает в организм. Точно также и человек, приходя в мечеть из внешнего мира загрязненным недобрыми делами и негативными эмоциями, проходит очищение в этом святом месте и возвращается в общество очищенным. Выходящий оттуда джамаат, словно откачиваемая из сердца в тело человека чистая и свежая кровь, доставляет обществу новую силу и красоту, новые ценности и добродетели.
В наших мечетях любовь господствует над ненавистью, вместо выявления чужих недостатков предпочитают их сокрытие, доброе слово властвует над плохими и мерзкими словами, вместо раздоров выбирают единение, вместо лицемерия стремятся к искренности. Все это и есть та основа, без которой невозможно возрождение и благоустройство наших мечетей. Только в этом случае мечети по-настоящему становятся «домом Аллаха».
Они должны быть местом, где мы чувствуем не стеснение, а душевный покой. Нужно устранить все обстоятельства, которые могут испортить их духовную атмосферу и причинять беспокойство тем, кто приходит молиться. Если в мечетях нарушен покой, они перестают быть местом, пригодным для совершения поклонения. И это будет худшим проявлением насилия и несправедливости. Вот как в Коране об этом говорит Всевышний Аллах:
«Кто может быть несправедливее того, кто запрещает в мечетях Аллаха поминать Его имя и стремится разрушить их? Им следовало бы входить туда только с чувством страха. Позор им в мирской жизни и великие мучения в Последней жизни» (Аль-Бакара, 114).
Мечети представляют собой в микроплане весь мир мусульман. Как они в них ради чистоты своих молитв устраняют любые противоречащие исламу обстоятельства, также должны действовать и выходя во внешний мир, в общественной жизни. Как в мечетях нужно держаться подальше от действий, бесполезных в этом мире и в ахирате, также нужно их избегать и в мире, который находится в положении огромной мечети.
Когда верующие стоят в мечети в одном ряду, исчезают любые различия между богатым и бедным, господином и рабом. Все в одном ряду перед Аллахом совершают поясные и земные поклоны. Все эти действия выполняются по единой команде. Воздействие этих единых движений на джамаат с социологической точки зрения можно трактовать по-разному. Они приучают людей действовать сообща, не отрываться от общества, не нарушать установленный порядок, подчиняться руководителю, признавать всех людей равными.
Подводя итог, скажем, что мечети − это центры мира и спокойствия. Надо возрождать и благоустраивать их с приветливым лицом, добрыми словами, благими делами, обращением к Господу, знаниями и нравственностью. Если в них господствуют эти и другие подобные качества и ценности, тогда они станут настоящей мечетью − домом Аллаха.