Считаете ли вы себя сильнее других? Питаете ли вы любовь к материальным благам? Есть ли в вас зачатки жадности? Если вы хотя бы одно узнали в себе, стоит поработать над искоренением причин зависти.
Но может ли что-то действительно помочь и удалить дурное? Для начала необходимо узнать причины зависти и попытаться избавиться от них.
Это выражается в том, что человеку причиняет страдание, когда кто-то находится на более высоком положении, чем он.
Например, если кто-то станет обладателем какой-то должности, знания или материального достатка, то у этого человека сразу возникает страх, что тот, станет вести себя высокомерно по отношению к нему, и он не может смириться с этим.
Если же целью этого является не ответное высокомерие, а наоборот, сломать высокомерие того человека, будучи довольным равенством с ним, то в этом нет ничего предосудительного.
Если человек не хочет, чтобы кто-то другой стал обладателем какого-то блага или чтобы он лишился этого блага, из-за опасений, что наличие этих благ может стать причиной возникновения у того человека высокомерия, то такое желание не будет считаться завистью. Однако при отсутствии подобных опасений, такое желание будет считаться завистью.
Чувство, которое стирает все благие дела человека
Тот человек, в котором заложена склонность к высокомерию, презрению к другим людям и стремление подчинить других людей себе, очень боится того, что если тот, кого он презирает обретет какие-то блага, то не позволит относиться к себе с высокомерием и непочтительностью. Поэтому такой человек хочет, чтобы тот другой лишился имеющихся у него благ.
Подобная ситуация возникает между двумя соперничающими друг с другом людьми, стремящимися к достижению одной цели. Так как каждый из них хочет сам в одиночку достичь этой цели, и желает, чтобы его конкурент лишился тех благ, которые могли бы ему помочь в достижении данной цели.
Подобная зависть возникает между теми, кого объединяет что-то общее. Например, между братьями, желающими добиться расположения своих родителей; женами, желающими добиться расположения своего мужа; учениками какого-либо алима или последователями какого-либо шейха; между друзьями и приближенными какого-либо правителя.
В то же время подобная зависть присуща тем, кто стремится к лидерству, и питает любовь к материальным благам.
Например, когда человек не желает появления равного себе в какой-либо области знания или сфере деятельности. Таким людям присуща любовь к тому, чтобы их восхваляли и превозносили.
Если такой человек узнает, что где-то на другом конце света есть кто-то равный ему, то он очень плохо воспримет это, и станет желать смерти тому человеку, или же будет желать, что он утратил то, что делает того человека равным ему, например, красоту, способности, степень в поклонении, уровень знаний и так далее.
Можно встретить множество людей, которые не стремятся к лидерству, не испытывают высокомерия и не заняты накоплением богатств, но которым становится тяжело и плохо, когда им рассказывают о прекрасных качествах человека, щедро наделенного различными благами.
Если же им расскажут о том, что у кого-то человека дела идут плохо, и что он не смог достичь поставленных целей, то это обрадует их. Они хотят, чтобы все остальные люди, кроме них, не были удачливы и успешны, отставая во всем. Им жалко для других людей тех благ, которыми обладает и наделяет Аллах.
Это самый скверный и отвратительный вид зависти, который тяжелее остальных поддается лечению. Так как это такая черта характера, от которой практически невозможно избавиться.
Это шестая причина зависти, и в то же самое время одно из болезней сердца.
Имам аль-Биркави отмечает, что зависть ведёт к другим не менее опасным грехам: "Обычно завистник также злословит, врёт, ругает [того, кому завидует] а также злорадствует".
Имам ат-Табарани привёл следующий хадис от Дамура ибн Са‘ляба, в котором посланник Аллаха ﷺ сказал: "Люди не перестанут находиться во благе, пока не будут завидовать" ("Ат-Тарика аль-Мухаммадиййа" имама аль-Биркави, 244-245).
Важно знать: зависть – это выражение недовольства решением Аллаха?
Имам Биргиви «Тарикату Мухаммадиййа»