Знаком совершенства [Аллаха] является этот мир, зеркалом Его красоты служат же оба мира. Чтобы увидеть совершенство Всевышнего Аллаха следует взглянуть на Его творение.
В Священном Коране сказано:
«Обрати свой взор: увидишь ли ты расстройство?» (Мульк 67/3).
«Птицы, рыбы, газели, цветы, даже тот же человек – все сотворено самым прекрасным образом» (Намль 27/99; Тин 95/4).
Как не имеет изъянов Аллах, таким же образом лишено изъянов Его творение. Но следует различать подверженность смерти и наличие изъянов.
Ведь подверженность сотворенных смерти, позволяет еще лучше увидеть совершенство Аллаха. Например, некоторые бабочки, сотворенные такими красивыми, самого разного цвета и вида, летающие перед нашими глазами живут всего одну неделю.
Аллах, сотворивший с такой красотой и обилием существо, живущее одну неделю, может ли сотворить с изъяном живущих по 400 лет черепах или, может, миллионы лет существующий наш мир, небеса звезды?
«Ты не видишь в творении Милосердного никакой несоразмерности» (Мульк 67/3, Аль Имран 3/191).
Этот мир является отголоском атрибутов Аллаха. Поэтому те, кто осенен озарением (ахль аль-кашф) когда глядят на Вселенную, то видят образ Истинного. Подобно тому, как с помощью капканов ловят материальных существ, так с помощью этих изображений и образов выходят на нематериальную охоту.
Поэтому сказали, что проявление Сущего (таджаллийа ал-вуджуди) является зеркалом проявления, наблюдаемого (таджаллийа аш-шухуди).
Например, в воде проявляется свойства оживлять, в земле – умерщвлять, в воздухе – поддерживать жизнь, в огне – уничтожать, в металле – силы, в растениях – даровать пропитание.
Исходя из этого, в каждом творении Истинного можно наблюдать проявление (таджалли) одного из Его атрибутов.
Важно знать: Иман (вероубеждение)
Аллах знает и явное, и скрытое, Он могучий (Кадир), Создатель (Халляк), Господин (Мавля).
«Аллах знает и сокровенное, и явное» (Ан’ам 6/73; Тауба 9/94; Хашр 59/22).
Аллах видит и слышит, как темной ночью по черному камню бегает черный муравей. Он не ведает бессилия. Это есть только для нас. Для Аллаха и явное, и скрытое – все едино.
Знание Аллаха не в соответствии с миром абсолютной сущности (хувийа аль-мутляк), потому что там прерываются все отношения и связи (İ. H. Ferah’r-Ruh, 1/6).
Кадир – означает Могучий, Всесильный. В Коране об этом говорится: «Аллах всесилен (Кадир) над каждою вещью».
Эта фраза встречается в Священной Книге 39 раз, например, в 20-м аяте суры Бакара, 4-м аяте суры Худ. Как проявляется всесилие Аллаха, мы видим сами.
Халляк – означает Творец, причем слово стоит в грамматической форме, означающей самую превосходную степень. Нет нужды впадать в многословие, постоянно обновляющиеся блага Аллаха невозможно перечислить (Ибрахим 14/34), как и все Его иные творения, даже собрав их под названиями миров. Достаточно взглянуть в книги по астрономии и геологии, чтобы понять это.
Это интересно: Видел ли Пророк (ﷺ) Аллаха во время Мираджа?
Аллах Мауля, – что означает Покровитель и Господь, Возлюбленный и Друг; Опекун (вали) и Оказывающий помощь. Аллах наш Господь, Друг и Опекун. Мы должны видеть и знать Его таким.
Разум и мысли впадают в изумление у Его высокой обители, Он же превыше (познания разумом и мыслями).
Действительно, никто не может познать Аллаха, но если простой народ впадает в растерянность в этом отношении, избранные (ученые) бывают в восхищении и изумлении перед совершенством Аллаха.
Аят «Но ты удивлен, а они глумятся» (Саффат 37/12) – показывает разницу между этими двумя состояниями.
Важнейший принцип духовного совершенства
Познать и увидеть Аллаха невозможно, но можно почувствовать Его своей совестью. Аллах, которого не могут вместить небеса и земля, вмещается в сердце Своего верующего раба (Хадис см. Алиййулькари, Аль-асраару аль- марфуа, с. 301, 369).
Аллах сотворил (ибда) всю Вселенную и сделал ее доказательством Своей сущности (зат).
М. Йазыджиоглу «Мухаммадия»
Фото: elements.envato.com