Путем, позволяющим человеку обрести смирение, является осознание того, откуда он пришел, и куда направляется, а также знание своих недостатков, вреда высокомерия, достоинства и пользы смирения.
Важно знать, что смирение всегда было неотъемлемым качеством нравственности пророков, аулия, алимов и праведников, а также смирение является похвальным качеством перед Аллахом, и причиной достижения высоких ступеней.
Мерилом в данном вопросе является следующее состояние: человек должен низвести себя до того уровня, которого он объективно заслуживает и не ставить себя выше этого уровня. Как например, смелость, находящаяся между опрометчивостью и трусостью; или щедрость, находящаяся между расточительством и жадностью. Так как самым благим и лучшим во всем, является середина.
Однако по своей природе нафс (эго) стремится к высоким степеням, поэтому лучше всего низводить его даже ниже той степени, которую он занимает. Так как в большинстве случаев человек не знает своего положения, и хотел бы видеть себя на более высокой степени по причине свойственной ему нерадивости и любви к более высокому положению. Так, например, стремление и любовь человека к чему-либо, делают его слепым и глухим.
Что же касается самого принижения рядом с другими, то в данном вопросе наиболее предпочтительным является, чтобы человек себя чувствовал ниже всех других созданных. Это является одной из черт нравственности саляфу-салихин (наших праведных предков). Более того, сообщается, что имам Шибли (рахимахуллах) говорил: «Моя униженность превосходит униженность иудеев».
Абу Сулейман ад-Дарани (рахимахуллах) говорил: «Если все созданные захотят низвести меня на более низкую ступень смирения чем та, которую я занимаю, то у них не хватит на это сил».
Важно знать: Качество истинного мусульманина
Скромный казанец стал первым россиянином, победившим на Московском международном конкурсе чтецов Корана (ВИДЕО)
Если у кого-то в голове промелькнет мысль: «Как же человек может считать себя ниже Фараона и шайтана?», то скажи:
«Поистине, Аллах Всевышний отвернулся от них, сбил их с пути, и таким образом они удостоились ступени проклятия. Меня же Аллах Всевышний почтил честью уверовать в Него и поклоняться Ему, наставив меня на прямой путь. Если бы Он пожелал, то все могло бы быть наоборот.
Удержание моей души от того, что совершали Фараон и шайтан, не связано с ними самими, а связано с милостью Аллаха, проявленной ко мне. Кроме того, я знаю, что обладаю большим количеством недостатков и знаю о совершенными мной грехах, однако я не знаю того, что совершили они. То, что является известным более достойно считаться ниже, чем то, что является неизвестным. Кроме того, мне неизвестно о том, как я умру. Возможно, что я умру неверующим (да, упасет Аллах нас от этого) и буду подвергнут наказанию вместе с ними. Прибегаю к защите Аллаха Всевышнего от подобного».
В хадисе, переданном от Ийада (радыйаллаху анху), сообщается, что о достоинстве смирения говорил любимец Аллаха – пророк Мухаммад ﷺ:
اِنَّ اللَّهَ تَعَالَى أَوْحَي اِلَيَّ أَنْ تَوَاضَعُوا حَتَّي لَا يَبْغِي أَحَدٌ عَلَي أَحَدٍ وَ لَا يَفخَرَ أَحَدٌ عَلَي أَحَدٍ
«Аллах Всевышний внушил мне, чтобы вы были обладателями смирения. Пусть никто из вас не причиняет зла другому, и не превозносится над другими» (Муслим, Джаннат, 16; Абу Давуд, Адаб, 48).
Как Всевышний Аллах возвеличивает одних над другими за проявление смиренности
Имам Биргиви «Тарикату Мухаммадиййа»