Имам аль-Газали рахимахуллахи пишет: «Совершающий ифтар должен избегать того, чтобы съесть разом всё то, что он обычно съедает во время завтрака и обеда. Это лишает человека вознаграждения за соблюдение поста и уничтожает его пользу, сокрушающую нафс».
Разве может человек, съедающий во время ифтара то, что он не съел днем, разрушить устремления своего нафса, являющегося врагом Аллаха!?
В наши дни уделяется особое внимание к подготовке трапезы для ифтара. Для Рамадана заранее запасаются продуктами и готовят такие блюда, которые редко едят в другие месяцы.
Сунны Рамадана: зачем откладывать сухур и спешить с ифтаром?
Цель соблюдения поста – побеждать желания нафса и обретать благочестие (таква). Когда на голодный желудок на ифтаре съедается множество вкусных блюд, то получается ни что иное, как потакание своей похоти. Усохший было днем нафс после этого набирает еще большую силу.
Духовный смысл поста и его суть состоят в том, чтобы ослабить повелевающих зло шайтана и нафса, уничтожить их. Этого можно достичь только в том случае, если есть как можно меньше. То есть в эти ночи надо есть столько же, сколько съедается в обычные ночи, когда человек днем не соблюдает пост.
Постящийся человек также должен избегать дневного сна, чтобы как следует почувствовать голод, жажду и ослабленность тела. Это один из адабов поста-уразы.
По ночам нельзя долго спать, нужно вставать на тахаджжуд-намазы, по возможности принимать участие на ночных бдениях (вирдах).
В таком случае, нафс потеряет свои силы, и сердце очистится. Шайтан больше не сможет проникать в сердце. И человек сможет спокойно достичь духовных небес.
В Ночь Предопределения проявляются некоторые тайны мира духов. Человек, слишком наполнивший свой желудок, вешает завесу между своим сердцем и миром духов. Чтобы убрать эту завесу, недостаточно оставаться голодным. Нужно отказаться в своих помыслах от всего, кроме Аллаха. В этом и состоит самое главное.
Нет ничего предосудительного в том, если человек после соблюдения поста покушает с аппетитом.
В хадисе сказано: «Эти три человека не подвергнутся расчету за съеденное и выпитое: это тот, кто совершает ифтар, кто ест во время сухура, и тот, кто является мусафиром (то есть, находится в поездке)» (Ад-Дайлями «Фирдаус», 2/94).
Важно: после дня поста первым делом произносится дуа с мольбой о прощении ошибок поста и его принятии Аллахом.
Аллахумма лякя сумту, ва бикя ааманту, ва ‘аляйкя таваккяльту, ва ‘аля ризкыкя афтарту, фагфирлии йя гаффаару маа каддамту ва маа аххарту.
Перевод: «О, Аллах, ради Тебя я постился, в Тебя уверовал, на Тебя положился, Твоей пищей разговелся. О, Прощающий, прости мне грехи, что я совершил или совершу».
Фото: elements.envato.com/ru