Наставление пятницы: грубость ведёт человека в Ад
«Аль-Джафа» с арабского языка переводится как «грубость, черствость, чрезмерная строгость». Черствость, о которой идет речь, – это психологическая черта характера, неспособность к сопереживанию, сочувствию, волнению. Черствые люди замкнуты, потенциально жестоки и малокоммуникабельны. Как следствие, данная черта характера заставляет человека быть грубым, резким и переходить границы дозволенного.
Порицая данное качество, Пророк (с.а.с.) сказал: «Скромность – от веры, а вера в Раю. Бесстыдство же – от черствости, а черствость в Аду» (ат-Тирмизи, Ахмад, Ибн Хиббан). В данном хадисе посланник Аллаха (с.а.с.) сообщил, что скромность и вера тесно связаны друг с другом, и что вместе они ведут человека в прекрасную райскую обитель. Бесстыдство же является неотъемлемой частью черствости и грубости, а вместе они становятся причиной гибели человека.
Черствость (аль-джафа) и отстраненность от людей
Отдаленность от общества людей ведет к отстраненности от них. Человек, долгое время лишенный общения с людьми, тем более, если он осознанно выбирает такое отдаление, становится замкнутым и бесчувственным.
Пророк (с.а.с.) в одном хадисе сказал: «Черствым становится тот, кто живет в пустыне, беспечным становится тот, кто следует за своей добычей, а посещающий правителей непременно подвергается смуте и испытаниям» (ат-Тирмизи, Абу Дауд, ан-Насаи).
Здесь Пророк (с.а.с.) сообщил нам, что отшельничество людей, которые живут в безлюдных пустынях, зачастую становится причиной их чрезмерной строгости, грубости и черствости. Пророк (с.а.с.) призывал людей к нахождению в обществе. Однако общество это должно быть праведным, ведь общество нечестивцев негативно влияет на человека.
Имам аль-Мубаракфури (р.а.) так комментировал вышеприведенный хадис: «В основном это касается бедуинов, которые живут в пустыне, далеко от мечетей и уроков ученых. Их поведение становится схожим с поведением хищников: грубым, дерзким, холодным» («Тухфат аль-Ахфази»).
Относительно черствости и жестокости есть другой, не менее интересный хадис. Однажды Пророк (с.а.с.), указал своей рукой в сторону Йемена и сказал: «О, да! Истинно, вера — вот там. А жесткость и грубость сердец — в фаддадийцах, рядом с корнями хвостов верблюдов, где восходят два рога шайтана — в Рабие и Мадаре» (аль-Бухари и Муслим).
Ученые по-разному толковали данный хадис. Некоторые утверждали, что здесь говорится о конкретном народе, живущем в местности, в сторону которой указал посланник Аллаха (с.а.с.). Однако большинство ученых считало, что здесь говорится о пастухах верблюдов, которые отдаляются от людей, чтобы пасти свой скот, и которые гонят верблюдов на пастбище, громко и грубо крича.
Почему ислам относится к уединению так неоднозначно?
Как нужно уединяться простому человеку, чтобы не совершить грех?
Последствия грубости и черствости
Суфьян ас-Саури весьма категорично высказывался об этих порицаемых качествах: «Не сиди в обществе черствых людей и не дружи с неверующими. Пусть твою трапезу разделяет с тобой лишь богобоязненный, и пусть твоим спутником лишь только благочестивый».
О пагубности этих качеств свидетельствуют их печальные последствия:
- Неприязнь людей.
- Отдаление от членов семьи и родственников.
- Многочисленные проблемы в жизни.
- Люди перестают помогать черствому человеку, даже если тот попадает в тяжелую ситуацию.
- Грубость ведет человека в Ад, о чем свидетельствует хадис Пророка (с.а.с.).
- Частые конфликты между супругами и как следствие развод.
- Потеря близких друзей.
Islam-Today
Читайте также:
-
Потеря близких: как пережить трагедию?
Авиакатастрофа, произошедшая позавчера в Казани, натолкнула меня на написание этой статьи. Горе, которое сейчас переживают родственники погибших, может случиться в жизни каждого из нас. Утрата близких, безусловно, большая беда. Однако это не должно сломить истинно верующую мусульманку, ведь Хвала Аллаху, у нас есть Ислам, руководствуясь которым, мы знаем, как перенести трудности и испытания.
-
Почему мясо животного, павшего своей смертью, запретно к употреблению в пищу?
В чем смысл данного предостережения? Как по Шариату обосновывается этот запрет?
-
Молитва, решающая судьбу
Верующий должен понимать, что, согласно этой точке зрения, мы стремимся к совершенной мудрости Всевышнего, которая поведет нас к правильному решению, и, следовательно, должны осознавать, что тот путь, который мы избрали, и он является верным для нас, несмотря на то, какие трудности нас поджидают.
-
6 часто задаваемых вопросов о Курбан-байраме
На ком лежит обязанность жертвоприношения в семье, должна ли женщина, так же как и ее муж, приносить в жертву животных, и если да, то в каких случаях? Это одни из наиболее актуальных вопросов сегодня в преддверии священного Курбан-Байрама. И даже в случаях, когда нам кажется, что «мы и так все сами знаем», возникают различные жизненные ситуации, где нам требуется подсказка авторитетного источника. Поэтому хочется надеяться, что подобная информация будет одинаково полезна для всех, и для новичков, и для тех, кто уже обладает определенным багажом знаний.
-
Можно ли пользоваться товарами, произведенными из свиной кожи?
При производстве отдельных видов товаров повседневного спроса, да и продуктов питания нередко применяются недозволенные по Шариату составляющие, например, в мыловарении – животные жиры, в кондитерском производстве – спирт, в обувной промышленности – свиная кожа...Что делать в таких случаях?
-
Игры с подсознанием vs Ду'а
В последние десятилетия получили широкую популярность различные практики работы с психикой (сознанием и подсознанием), приверженцы которых гарантируют пользователям достижение целей и изменение жизни. На моей памяти одним из самых ярких «обещаний» был документальный фильм «Секрет»...
-
Родственные связи подвешены к трону
Кагб аль-Ахбар сказал: «Клянусь тем, кто открыл путь в реке Нил для пророка Мусы (мир ему) и бани Исраиль, поистине, в Торе было написано: «Бойся Аллаха, делай добро родителям, поддерживай связь с родственниками, твоя жизнь продлится, работа облегчится, а трудности минуют тебя». Поистине, Аллах в Своей Книге во многих местах повелевает поддерживать связь с родственниками. Он сказал: «Бойтесь и чтите Аллаха, у которого просите помощи во всех делах ваших и именем которого вы друг друга упрашиваете,чтите родственные связи и храните их, не разрывайте их, близкие и далекие» («Ан-Ниса», 1 аят).
-
Можно ли мусульманину жить в квартире, купленной в ипотеку?
Я знаю, что покупать квартиру в ипотеку в неисламском банке по исламу запрещено. Но вот, допустим, будучи не соблюдающим, я вступил в ипотеку. Получается, теперь мне харам жить в этой квартире?