Рийа – это бедствие сердца, неискренность, показуха, стремление обрести мирские блага посредством совершения действий, истинной целью которых является обретение ахирата; а также стремление произвести на окружающих хорошее впечатление посредством совершения тех или иных действий.
Противоположностью рийа является ихляс (искренность, чистосердечие). Ихляс подразумевает совершение поклонения только ради того, чтобы духовно приблизиться к Аллаху Всевышнему и заслужить Его довольство, исключая получение какой-либо выгоды в мирской жизни или чьего-то одобрения. Плодом ихляса (искренности) является степень ихсан, когда человек совершает поклонение так, как будто он видит Аллаха Всевышнего.
Читайте также: Наставление пятницы: «Кто отвернется от моей сунны, тот не имеет ко мне никакого отношения»
Иногда рийа описывается как низкопоклонство, заискивание и угодничество перед каким-либо человеком, ради обретения каких-то мирских благ или должности. Это рийа обитателей этой жизни. Тогда как первое описание рийа является неискренностью религиозных людей.
Если посредством совершения поклонения и внешнего проявления покорности человек преследует исключительно мирские цели, не стремясь к вечной жизни, то это абсолютное рийа. Если же помимо мирских целей человек так же стремиться к достижение целей в ахирате, то это будет смешанное рийа. В этом случае возможны три варианта: либо стремление к выгоде в мирской жизни возобладает над стремлением к выгоде жизни вечной; либо эти стремления будут равны; либо стремление к выгоде в вечной жизни будет преобладать над стремлением к выгоде в мирской жизни. Таким образом, общее количество видов рийа, равняется пяти.
Человек просит мирских благ либо у Аллаха Всевышнего, либо у других людей. Испрашивание мирских благ сводится к получению должности, богатства, исполнению какого-либо желания или устранению какого-либо вреда. Целью этих просьб может быть как стремление к ахирату, так и стремления направленные исключительно к мирской жизни.
Если целью человека является совершение действий, которые принесут ему пользу в ахирате, и он просит необходимых ему для этого мирских благ только у Аллаха Всевышнего, то это не будет считаться рийа. В качестве примера можно привести намаз испрашивания дождя, истихара-намаз или хаджат-намаз. Совершение этих намазов является действием ахирата, нацеленным на получение пользы в мирской жизни (например, в виде дождя). Также не будет считаться рийа совершение какого-либо благочестивого деяния или поклонения для того, чтобы подать хороший пример другим, при условии, что человек делает это с чистым намерением.
Из книги Имама Биргиви «Тарикату Мухаммадиййа»