Фото: neslihanefe/ shutterstock.com
«[Полноценно] Совершайте [обязательный пятикратный] намаз, выплачивайте [из своего имущества обязательный] закят и совершайте поясные поклоны [перед Аллахом] вместе с совершающими поясные поклоны» (Аль-Бакара, 43).
После калима-и шахадат намаз стоит на первом месте среди поклонений, которые предписывает ислам. Намаз – это особая ибада (поклонение), состоящая из определённых движений и чтения молитв, которые начинаются с произнесения такбира и заканчиваются словами приветствия ас-салям.
Намаз – это то, когда раб предстаёт перед Аллахом в глубоком почтении, любви и благоговении, искренне молит и благодарит Его. Благодарение Господа за данные нам блага – наша задача, как мусульман и людей. Благодарение за каждое благо происходит по-своему.
Другими словами, благодарность за все возможности и блага, которые мы получили в материальном или духовном смысле, должна происходить с поминанием Аллаха. Наше тело, ум, способность говорить, наше здоровье – самые драгоценные блага, которые нам даны. Вот и намаз, будучи поклонением, совершаемым физически, совершается для того, чтобы поблагодарить Аллаха за всё это.
Священный Коран говорит, что на протяжении всей истории все пророки велели своим общинам совершать намаз. Конечно, намаз каждого общества имеет разные черты. Молитва мусульманина, как учил и показывал Пророк Мухаммад ﷺ, осуществляется пять раз в день, обращаясь к Кибле.
Сосредоточив внимание на поклонении в общем порыве тела, разума и сердца, человек чувствует, что намаз захватывает его во всех своих аспектах. В кыяме он предстаёт перед Аллахом, в положении руку он поклоняется только перед Ним, делая земной поклон, он, находясь к Аллаху ближе всего, выражает свою покорность Ему.
Намаз – это столп религии ислама, система защиты от зла, искупление грехов, самое важное поклонение, за которое человек в первую очередь будет давать ответ в будущей жизни. Совершение намаза без промедления, с благоговением и основательностью часто упоминается в Коране как отличительная черта мусульман. Наш Пророк ﷺ настаивал на посещении мечети, чтобы совершать молитву в джамаате, поскольку это способствует знакомству, сплочению, братству и взаимоподдержке между мусульманами.
Фото: SAHAS2015/ shutterstock.com
То, что нужно делать мусульманину, – это, следуя наитию и советам Посланника Аллаха ﷺ, проявлять необходимую самоотдачу в отношении намаза. Таким образом, человек, отстраняясь от бурных событий жизни, пять раз в день будет поминать всевышнего Аллаха, выражая Ему своё почтение и привязанность.
Раб, который всем своим существом обращается в молитве к своему Господу, очистится, успокоится, обретёт покой и блаженство в вечном мире.
Человек, который для совершения намаза осуществляет вуду (малое омовение) или, при необходимости, гусль (полное омовение), очищается от физической и духовной скверны. Он приводит себя и свою одежду в порядок. Ибо для молитвы он должен одеть чистую одежду и покрыть аурат. Потом он поворачивается к Кибле, и, направляя лицо к Кибле, он обращает своё сердце к Господу. Кибла – это Кааба.
Фото: Mujahid Mohd Sharif/ shutterstock.com
Мусульмане всего мира поворачиваются в одном направлении и встречаются в благословенном и великолепном сосредоточении.
Пятикратная молитва для мусульманина является фардом, то есть веленым Аллахом поклонением, от которого невозможно отказаться. Утренний, обеденный, послеобеденный, вечерний и ночной обязательные намазы состоят из разного количества ракаатов, то есть коротких частей. В то же время есть намазы-сунны, которые досточтимый Пророк ﷺ ввёл в обыкновение и совершал в качестве примера для верующих, а также нафиль намазы, которые человек может совершать, когда захочет.
Человек, готовый к молитве, зная, какой намаз он будет совершать, сначала выражает намерение, а затем поднимает руки и произносит такбир. Говоря:
"Аллаху Акбар (Аллах велик)", – он начинает молитву с осознанием существования Аллаха, Его единства, Его величества и того, что невозможно поклоняться какому-либо другому существу, кроме Него. После начала намаза он уже не будет разговаривать.
После такбира, сложив руки, представ пред Аллахом, он какое-то время остаётся в положении кыяма, то есть стоя. Вначале он читает молитву, известную как "Субханака (Ас-Сана)". После этой молитвы читает суру аль-Фатиха, содержание которой имеет смысл молитвы и подчинения Всевышнему Аллаху. Окончив суру Фатиха, он произносит: "Амин", - и читает известные ему суру или аят из Священного Корана.
После кыяма, произнеся такбир, переходит в положение руку. Руку – это положение, когда раб сгибает спину и кланяется, выражая свою беспомощность перед величием и могуществом Аллаха. В положении руку, по крайней мере, три раза произносит: "Субхаа-на раббияль-азыым (Хвала Великому Господу моему)".
Выпрямляясь, он говорит: "Самиа ллаху ли ман хамидах (Слышит Всевышний того, кто восхваляет Его), – и выражает благодарность, произнеся, – Рабба-наа лякяль-хамд (Господь наш, лишь Тебе хвала)". Затем произносит такбир и опускается для совершения земного поклона (положение саджда).
Саджда выполняется, положив ладони рук, лоб, нос и пальцы ног к полу, опустившись лицом вниз. Человек, выполняющий в одном ракаате два земных поклона, в каждом из них как минимум три раза говорит: "Субхаана раббияль-аляа (Хвала Господу моему, Который превыше всего)", – между садждами обязательно некоторое время сидит.
Каждая часть намаза, совершаемая в этой последовательности, называется ракаатом. Мусульманин, который после завершения ракаатов в конце намаза сидит некоторое время, читает различные молитвы.
Постоянно совершаю ошибки в намазе: что делать?
Фото: LightField Studios/ shutterstock.com
Во время этого последнего сидения, называемого када аль-ахира, читаются молитвы, известные как "ат-Та-хият" (Ташаххуд), "Аллахумма салли" и "Аллахумма барик", "Раббана". И наконец, произнося: "Ас-саляму алейкум ва-рахмату-Ллаах! (Мир вам и благословение Аллаха!)", – и, поворачиваясь с приветствием вначале вправо, затем влево, завершает намаз.
Ас-салям символизирует пожелание мира и благополучия ангелам, находящимся по правую и по левую сторону человека, людям, Вселенной, как будто человек, покинув этот мир во время намаза, снова возвращается на землю.
Забросить, нарушить или отложить намаз по таким причинам, как лень, пренебрежение или несобранность, не является достойным поведения для мусульманина. Потому что намаз является одним из самых основных положений религии ислама и одним из самых ярких признаков поклонения.
Фундаментальная практика в исламе – омовение перед намазом
Ольга Тюркмен