Всевышний Аллах сказал в Священном Коране:
الَّذِينَ يُنفِقُونَ فِي السَّرَّاء وَالضَّرَّاء وَالْكَاظِمِينَ الْغَيْظَ وَالْعَافِينَ عَنِ النَّاسِ
«(Богобоязненные – это те) кто расходует свои средства во имя Аллаха, будь они в достатке или в бедности, в радости или в печали, которые сдерживают гнев и проявляют снисходительность к людям» (Али Имран, 3/134)
وَالَّذِينَ يَجْتَنِبُونَ كَبَائِرَ الْإِثْمِ وَالْفَوَاحِشَ وَإِذَا مَا غَضِبُوا هُمْ يَغْفِرُونَ
«(Верующие – это те) кто избегает тяжких грехов и мерзостей, а когда приходит в гнев, прощает» (Аш-Шура, 42/37)
Перед Хишамом бин Абдуль-Маликом предстал один монах. Хишам бин Абдуль-Малик спросил его:
– Каково твое мнение по поводу Зуль-Карнайна (алейхис салям), был ли он Пророком?
Монах ответил:
– Он не был Пророком, но он достиг высокой степени благодаря своим четырем качествам:
- имея силу, он прощал;
- никогда не обманывал;
- держал данное им слово;
- сегодня он не думал о завтра (т.е. не загадывал наперед).
Человек, который, проявляя спокойствие и терпение во время угнетения, при появлении силы и возможности начинает мстить, не является великодушным.
Великодушный – это тот, кто терпит во время угнетения, а когда у него появляются силы, чтобы отомстить, он прощает.
Шейх Ибрахим Васуки (рахматуллахи алейхи) сказал:
– Когда богобоязненный раб расходует свое имущество на пути Аллаха, он своей щедростью подобен великому султану. Когда же он проявляет смирение, он подобен униженному рабу, и эти чувства живут у него в сердце.
Он не придает себе большого значения. Он стал султаном по причине того, что был добропорядочным и не дал эго (нафсу) возобладать над собой, прощал и видел все в свете добра. Он всегда радушен, никому не делает одолжений и никого не упрекает своими благими делами, хотя их и очень много.
Бывает так, что богобоязненному рабу по Воле Аллаха выпадает экзамен: его степень понижается. Если впавший в это состояние богобоязненный раб проявляет терпение, смиренно переносит это, не сердится и не переживает, прощает и проявляет щедрость, то Всевышний Аллах возвеличит его на желаемую Им высокую степень. В противном случае оставит его на том же уровне, не возвысит более его степень, «изгнав от Себя».
Абдуллах Тустари (рахматуллахи алейхи) сказал:
– Самая низкая ступень хорошего характера – взваливать на себя заботы других, прощать того, кто приносит зло.
Islam-Today