Начало: История Хабиля и Кабиля: первый человеческий грех на земле
وَاتْلُ عَلَيْهِمْ نَبَأَ ابْنَيْ آدَمَ بِالْحَقِّ إِذْ قَرَّبَا قُرْبَانًا فَتُقُبِّلَ مِنْ أَحَدِهِمَا وَلَمْ يُتَقَبَّلْ مِنَ الْآخَرِ قَالَ لَأَقْتُلَنَّكَ ۖ قَالَ إِنَّمَا يَتَقَبَّلُ اللَّـهُ مِنَ الْمُتَّقِينَ ۞لَئِن بَسَطتَ إِلَيَّ يَدَكَ لِتَقْتُلَنِي مَا أَنَا بِبَاسِطٍ يَدِيَ إِلَيْكَ لِأَقْتُلَكَ ۖ إِنِّي أَخَافُ اللَّـهَ رَبَّ الْعَالَمِينَ ۞ إِنِّي أُرِيدُ أَن تَبُوءَ بِإِثْمِي وَإِثْمِكَ فَتَكُونَ مِنْ أَصْحَابِ النَّارِ ۚ وَذَٰلِكَ جَزَاءُ الظَّالِمِينَ ۞ فَطَوَّعَتْ لَهُ نَفْسُهُ قَتْلَ أَخِيهِ فَقَتَلَهُ فَأَصْبَحَ مِنَ الْخَاسِرِينَ ۞ فَبَعَثَ اللَّـهُ غُرَابًا يَبْحَثُ فِي الْأَرْضِ لِيُرِيَهُ كَيْفَ يُوَارِي سَوْءَةَ أَخِيهِ ۚ قَالَ يَا وَيْلَتَىٰ أَعَجَزْتُ أَنْ أَكُونَ مِثْلَ هَـٰذَا الْغُرَابِ فَأُوَارِيَ سَوْءَةَ أَخِي ۖ فَأَصْبَحَ مِنَ النَّادِمِينَ
«И прочти им [о Мухаммад] истинную весть о двух сыновьях Адама. И каждый из них принес жертву [Аллаху]. Но жертва была принята лишь от одного из них, а от другого не была. Он [Кабиль, жертвоприношение которого не было принято] сказал [брату]: «Я непременно убью тебя». [Хабиль] Ответил: «Поистине, Аллах принимает [поклонение] лишь от богобоязненных. Если ты поднимешь руку, чтобы убить меня, я не подниму свою руку, чтобы убить тебя. Поистине, я боюсь [наказания] Аллаха, Господа миров. [Раз уж ты решил убить меня, то] Лучше ты возьмешь на себя бремя моего греха [моего убийства] и твоего греха [остальных твоих грехов] и окажешься среди обитателей Ада [чем я убью тебя и в Судный день буду отвечать за это]. Таково воздаяние злодеям». И его эго [нафс] побудило его убить брата, и он убил его, понеся урон. И Аллах отправил ворона, который стал копать землю, чтобы показать ему, как похоронить тело брата. [Увидев, как живой ворон закапывает мертвого] Он сказал: «Горе мне! Неужели я не мог сделать, как этот ворон, и закопать тело моего брата?!» Так он стал сожалеть [что так долго нес на своей спине тело убитого брата]». (Аль-Маида, 27-31).
Приводится в «Тафсире» аль-Кади. Как известно из этой истории, Кабиль стал первым человеком, пролившим кровь, совершившим убийство.
Наш Пророк ﷺ сказал: «Если кто-то ступит на праведный, священный путь, то есть на путь поклонения, то награда этого верующего будет также дана тому, кто наставил его на этот путь. Вплоть до самого Судного дня награда верующих будет отдаваться и тому, кто научил их, как поклоняться. Награда будет тому, кто поклоняется, и тому, кто наставляет его. Если кто-то совершит зло и покажет людям пример зла, то грех будет приписан, в первую очередь, показавшему пример зла. Вплоть до Судного дня грех совершившего зло будет приписываться тому, кто показал пример зла, и тому, кто совершил зло».
Кабиль показал, как убивать людей, и вплоть до Судного дня грехи хладнокровных убийц будут приписываться и Кабилю. О брат, злой поступок – это не только убийство.
Любое действие против Всевышнего Аллаха считается злом. Например, как богатому, так и бедному по приказу Всевышнего Аллаха положено пять раз в день совершать намаз, выплачивать закят, держать уразу, если есть возможность, то давать ‘ушр-садака и т.п.
Если человек, будучи мусульманином, не совершает намазы, не держит пост, имея возможность, не совершает хадж или не платит закят при наличии нисаба, не дает ‘ушр-садака, хоть и сеет, то все это считается грехом.
Почему все дети Адама и Хаввы были двойняшками?
Или если его ребенок или любой другой человек со слабой верой скажет:
«Такой-то человек не совершил намаз, не дал ‘ушр», – и, взяв с него пример, не будет совершать намаз, отдавать ‘ушр, то грехи припишутся как показавшему, так и взявшему пример.
Например, если человек не совершает намаз и другие следуют его примеру, то показавшему пример будет записан грех, во-первых, за свой поступок, во-вторых, за поступки людей, следовавших его неправильному примеру.
В предании говорится, что когда Кабиль убил Хабиля, его кровь семь дней не впитывалась в землю, и земля тряслась. Адам ‘алейхис-салям спросил Кабиля: «Где Хабиль?»
Он ответил: «Овцы Хабиля затоптали мои посевы, поэтому я убил его».
Адам ‘алейхис-салям очень огорчился, много горевал вместе с Хаввой.
Адам, увидев несправедливость сего мира, сложил элегию:
«И город людской стал иным, зароптал,
Он тленом терзался и в бренности пал,
И в горечи дум стал другим благодетель,
И в вечность как канул довольства радетель,
Да горе Кабилю, порушил завет:
Хабиль убиенный покинул наш свет.
Так древа блаженного плод увядал,
В Эдеме хвалебный родник иссыхал.
(Грехи совершивший Кабиль променял
В Раю наслаждения на адский привал).
Ответь же, отчаянных слез мой свидетель,
Беспечную ль жизнь даровал мне Владетель?
Хабиль сокрушен несмотря на запрет,
Свирепости братской впечатался след».
Адама пророка ‘алейхис-салям
Проклятый гордыней Иблис укорял:
«Так странствуйте вы по земным городам,
Раз райский простор не вполне вас прельщал.
Четой ведь в садах пребывали, Вершитель
Аллах Всемогущий возвел там обитель.
Ты знай: наущениям моим кто вослед
Коль жизни лишит, тот в убытке за вред.
(Кабиль не сумел также пользу извлечь).
Ах если б Всевышний Аллах не прощал,
То ты бы невольно сей страх ощущал.
(Всевышний к вам милостив, Он обещал
Вам райские кущи, притом не карал)».
Благочестивая Хавва Иблиса просила:
«Подальше держись, постыдися,
Поистине, проклят шайтан, что кичится,
Навек ты заклятым врагом обернулся.
Ты прежде лишился всех Божьих щедрот.
Ты жизнь проживешь не без мук и хлопот».
Продолжение следует...
Каким был первый грех, совершенный человеком на земле?
«Кысасуль-анбия. История пророков»
Все фото: elements.envato.com