Человек, обладающий этим видом нафса - самый счастливый на свете

В священном Коране слово «нафс» используется в двух значениях. В первом – для обозначения себя или своей души:

وَاذْكُرْ رَبَّكَ فِي نَفْسِكَ

"Поминай Аллаха с покорностью и страхом про себя" (7:205)

Второе значение, в котором используется слово «нафс» в Коране чаще всего – это особая часть человеческой души, которой присущи страсти и желания, некоторые называют его эго. Ему присущи злость, страсть, зависть, корысть и т.п. Такой нафс не является частью руха, это часть физической плоти, как и тело. Аллах также вселил в нас духовную составляющую – рух.

В Коране сказано о трех видах нафса, присущие человеку:

1. Нафс аль-аммара.

إِنَّ النَّفْسَ لَأَمَّارَةٌ بِالسُّوءِ

Я не оправдываю себя, ведь душа человека повелевает зло, если только мой Господь не проявит к ней милосердия (12:53)

Это нафс, которая командует душой человека. Это значит, что нафс приказывает нам что делать. Когда нафс обретает какое-либо желание, страсть, амбиции, оно берет вверх над нами и заставляет удовлетворить их. Такой вид нафса независим от нас, но мы подчинены ему, слушаем каждую его прихоть и идем на поводу у него. В результате, человек постоянно совершает грехи, не жалеет об этом, не считает нужным совершать поклонение.

2. Нафс аль-лаввама

وَلَا أُقْسِمُ بِالنَّفْسِ اللَّوَّامَةِ

Клянусь душой попрекающей!  (75:2)

"Лаввам" – значит обвинять, упрекать себя. Это нафс, который заставляет человека совершить грех, но потом сожалеть и упрекать себя в содеянном. Человек стыдиться греха, чувствует себя виновным, хочет о том, чтобы он никогда не совершил его. Эта вина за совершенное вырастает настолько, что человек оставляет этот грех из-за чувства вины. Он делает намерение больше никогда не совершать его. Таким образом, они сражаются со своим нафсом.

3. Нафс аль-мутмаина

يَا أَيَّتُهَا النَّفْسُ الْمُطْمَئِنَّةُ ارْجِعِي إِلَى رَبِّكِ رَاضِيَةً مَرْضِيَّةً

О обретшая покой душа! Вернись к своему Господу удовлетворенной и снискавшей довольство! (89:27-28)

Нафс-мутмаин – значит довольство предопределением Всевышнего Аллаха, ничего другого человека, обладающего нафсом-мутмаин не делает более счастливым чем это. Единственное счастье и спокойствие, которое получает их нафс – это знание, что Аллах доволен ими. Мутмаин значит душа, которая обрела беззаботность и покой. Покой в этом случае исходит от того, что не имеет недозволенных страстей и желаний. Такой человек не только отдаляется от греха, но и не желает его, ничто не подталкивает его к совершению.

Islam-Today

Социальные комментарии Cackle