Ният (намерение)

В исламе есть такое важное понятие, как ният – намерение, мотивация. Отнести его можно как к намерению сделать что-то во имя Аллаха, или же наоборот – отказаться от чего-то во имя Него. Намерение это рождается в сердце и им же управляется, от него же и выходят деяния. Как они совершаются? Намерения на деяния появляются в нашем сердце, далее доходят до языка (наши слова) или до органов (деяния нашего тела). В исламской культуре считают, что действия, исходящие из нията, являются разновидностью поклонения Всевышнему.

Для того, чтобы Аллах оценил наши деяния недостаточно сказать или сделать что-то Ему в угоду, ведь Он не судит нас по нашим внешним проявлениям. Для того, чтобы обратить на свои благие дела взгляд Всевышнего, нужно совершать благие поступки с ниятом из сердца. Если они такими не являются, то Аллах не оценит их, поэтому сердце должно всегда оставаться бодрствующим и готовым поклоняться своему Богу через деяния тела и языка. Именно согласно нияту и оценивается прожитая человеком жизнь, т.е. нияты определяют, был ли он верен своей религии и своему Богу в полную меру.

Ният на благие дела не распространяется только на религиозные предписания: любые хорошие поступки (или недопущение совершения плохих) исходящие из самой души, из самого сердца, и являются главным критерием в разборе совершенного в жизни человека плохого и хорошего. Даже убрав камень с дороги для того, чтобы он не мешал ходить другим, оценивается как ният на хорошее дело, ведь сделавший это человек пропустил через свое сердце чувства другого человека, пожалел его и намерился помочь, даже не зная кому – просто сделал благой поступок.

Однако что значит недопущение плохого дела? Это не означает, что обязательно нужно вмешиваться в чужие дела и следить, чтобы никто не нарушал предписания. В первую очередь нужно подумать о том, не делаешь ли ты сам чего-либо неправильного, постыдного. Для примера: намереваясь заработать деньги нечестным путем человек навлекает на себя гнев Божий. Но если этот же человек осознал, что так делать нельзя и отказывается от постыдного дела – это благой ният, который дает ему прощение Божье.

Искренность является главной нияте, только с таким ихласом можно рассчитывать на получение вознаграждения за свое благое намерение. То, что его место в сердце, означает, что произносить его вслух не обязательно, ведь язык - это способ для осуществления нията, воспроизведения слов для совершения ими благих дел.

Islam-Today

Понравился материал? Пожалуйста, репост!

Социальные комментарии Cackle