Мусульманское право
Мусульманское право представляет собой одну из самых распространенных правовых систем мира. Чаще всего под мусульманским правом подразумеваются постулаты шариата (в контексте нормативной стороны) или фикха (в понимании права). Несмотря на это, мусульманское право и шариат – это разные доктрины, причем шариат является первоосновой для мусульманского права.
Рациональная формулировка правовых решений в сочетании с ориентацией на источники, имеющих божественное происхождение – это основная черта мусульманского права. Еще одна яркая особенность данной правовой системы – это возможное разнообразие правовых оценок, которые могут даваться касательно одних и тех же прецедентов. Мусульманское право также отличается тем, что предпочтение отдается поиску индивидуальных конкретно-правовых явлений, а формулировка абстрактных правовых норм не приобрела широкой популярности.
Универсализм шариата подразумевает взаимодействие в одном правовом поступке как юридического, так и религиозно-этического начала. Допускается возможность двоякого трактования юридического факта – за основу берется как внутренние намерения и желания человека, так и его внешнее поведение. Основываясь на этом, разнится деятельность муфтиев и кади – одни берут за основу религиозные соображения для объяснения конкретного дела, а другие пользуются формально-правовыми методами. Окончательное решение и муфтиев, и кади признавались правильными, даже в случае несовпадения мнений по одному и тому же вопросу.
Мусульманское право не является синонимом шариата. Так, шариат предусматривает все существующие предписания Сунны и Корана, в то время как мусульманское право предусматривает использование юридических доктрин. Шариат – это теологический аспект мусульманского права, которое является правовым феноменом.
Можно сделать вывод, что если истоками мусульманско-правовой теории изначально были религиозные догматы (светские нормы права), то само мусульманское право рассматривается как позитивное (направленное для людей), с заметно преобладающими рациональными моментами.
Islam-today
Понравился материал? Пожалуйста, репост!
Читайте также:
-
Ду’а, которую читают у постели роженицы
Когда настало время разродиться супруге Пророка Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) хазрати Фатиме (радыйАллаху анха), он попросил побывать у нее Умму Саляме и Зейнаб бинт Джахше и прочитать «Аят Трона», суры «Аль-Фаляк» и «Ан-Нас», а также нижеследующую ду’а. (Ибн Сунани, Амелюль-Яум:625)
رَبَّكُمْ اللَّهُ الَّذِي خَلَقَ السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضَ فِي سِتَّةِ أَيَّامٍ ثُمَّ اسْتَوَى عَلَى الْعَرْشِ يُغْشِي اللَّيْلَ النَّهَارَ يَطْلُبُهُ
حَثِيثًا لا وَالشَّمْسَ وَالْقَمَرَ وَالنُّجُومَ مُسَخَّرَاتٍ بِأَمْرِهِ طأَلَا لَهُ الْخَلْقُ وَالْأَمْرُ ط تَبَارَكَ اللَّهُ رَبُّ الْعَالَمِينَ .
-
Мусульманская одежда
«Мусульманская одежда» - понятие довольно широкое: здесь следует разграничить арабскую традиционную одежду от одеяний, предписанных нормами Ислама. Религией определены некоторые правила, которыми следует руководствоваться при выборе одеяний для женщин и мужчин, и в первую очередь – это обязанность сокрытия некоторых частей тела от взглядов посторонних людей.
-
Является ли прогноз погоды притязанием на знание Сокровенного?
Имам Малик в своем сборнике хадисов «Муватта» приводит слова Пророка (мир ему и благословение Всевышнего!): «Если со стороны моря появятся облака, которые будут двигаться в сторону Шама, то будет сильный дождь». (стр. 192) В комментарии имама аль-Куртуби к этому хадису сказано, что под движением от моря к Шаму в то время понималось перемещение с запада на север.
-
3 вида клятв и искупление за их нарушение
Клятва – это торжественное обещание выполнения чего-то, или невыполнения. В обычных условиях, при отсутствии крайней необходимости не следует прибегать к клятвам. Необходимо оберегать свой язык от привычки постоянно клясться, основываясь всегда на простоте и честности.
-
Как мусульманин должен относиться к иудеям и христианам?
Достохвальный Коран высказывает особое уважение к другим монотеистическим религиям, что является исключительным примером в истории религий. Иудеи («яхуди») и христиане («насара», «масихи») называются также словосочетанием: «ахль уль-Китаб», т.е. «люди Писания (Книги, Послания)».
-
Дуа, которую Пророк Мухаммад (ﷺ) всегда произносил перед едой
Передается от Ибн аббаса (радыйаллаху анху), что посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) говорил: «Перед тем, как приступить к еде, говорите
-
Будут ли носить бороду обитатели Рая?
Носил ли бороду Адам (алейхи салям) и будут ли носить бороду обитатели Рая?
-
Верный способ построить себе дом в Раю уже сейчас
Согласно словам Посланника Аллаха (мир ему), рай обещан в следующих случаях: