Тема мольбы к Аллаху довольно часто затрагивается в Священном Коране. Около 200 аятов непосредственно связаны с дуа. Среди них есть аяты об этике совершения дуа, а также о влиянии мольбы на жизнь человека. Половина же из них знакомят нас с дуа пророков и праведников:
Если Мои рабы спросят тебя [о Мухаммад] обо Мне, то [ответь], что Я, поистине, близок и отвечаю на мольбу взывающего, когда он обратится ко Мне. Пусть они отвечают Мне [покорностью] и верят в Меня – тогда они пойдут по верному пути (сура «Аль-Бакара», аят 186);
И не желайте того, что Аллах дал одним из вас как преимущество перед другими.(129) Мужчинам – доля из того, что они приобрели, и женщинам – доля из того, что они приобрели. И просите у Аллаха о Его щедрости. Поистине, Аллах знает обо всем (сура «Ан-Ниса», аят 32);
Скажи [им, о Мухаммад]: «Мой Господь приказывает быть справедливыми». И обращайте к Нему лица в любом месте поклонения и поклоняйтесь только Ему – искренне. Как Он создал вас изначально, так же вы к Нему и вернетесь [когда Он воскресит вас]» (сура «Аль-А'раф», аят 29);
Обращайтесь [с мольбами] к Господу вашему смиренно и тайно [про себя]. Поистине, Он не любит нарушающих границы (сура «Аль-А'раф», аят 55);
У Аллаха прекрасные имена. Так обращайтесь же к Нему [в мольбах], используя их! И оставьте тех, кто искажает Его имена [кто давал своим идолам имена, искажая имена Аллаха: например, имя идола «аль-Лат» было образовано от имени «Аллах», «аль-ʼУзза» от «аль-ʼАзиз»]. Воздастся им [по заслугам] за их дела! (сура «Аль-А'раф», аят 180);
Он ответил: «[Я не рассказываю о своей печали ни вам, ни кому-либо другому, чтобы вы пытались утешить меня] Мои жалобы и [невыносимая] печаль обращены лишь к Аллаху. И я знаю от Аллаха то, чего вы не знаете [о том, что Юсуф жив, и что Аллах исполнит мое желание встретиться с ним] (сура «Юсуф», аят 86);
И ваш Господь сказал: «Обращайтесь ко Мне [с мольбами], и Я отвечу вам.(768) Поистине, слишком высокомерные, чтобы поклоняться Мне, униженными войдут в Ад» (сура «Гафир», аят 60).
В других аятах рассказывается о том, что без определенных условий дуа не будет принято. В них также описывается положение людей в Судный день, которые в мирской жизни не пожелали следовать путем истины. По причине их неверия они будут умолять Всевышнего вернуть их в бренный мир, однако их мольбы будут отвергнуты.
Когда завершите обряды, поминайте Аллаха так же, как поминаете своих предков, даже больше. Среди людей есть те, кто говорит: «Господь наш! Дай нам [блага] этой жизни [вроде власти и богатства]!» И нет им доли в вечной жизни! (сура «Аль-Бакара», аят 200);
И когда [неверующего] человека касается что-то плохое [например, болезнь или бедность], он обращается [с мольбами] к Нам — и лежа, и сидя, и стоя [помногу во всех состояниях]. Но когда Мы снимаем с него беду, он проходит [мимо, оставаясь в своем неверии], будто никогда и не молил Нас [избавить его] от постигшей трудности. Так приукрашены для расточительных [неверующих] их поступки [они верят, что ведут себя правильно] (сура «Юнус», аят 12);
[Всевышний Аллах] дал вам возможность путешествовать по суше и по морю. Вы путешествуете на кораблях, плывущих вместе с ними при благодатном ветре, которому рады. Но внезапно подует ураганный ветер [разрушающий все на своем пути], и волны будут со всех сторон. Они решат, что они окружены [и погибнут], и будут обращаться с мольбами к Аллаху — к Нему одному, искренне: «Если Ты спасешь нас отсюда [от гибели], то мы будем из благодарных [Тебе]!» (сура «Юнус», аят 22);
И не поклоняйся вместо Аллаха тому, что не принесет тебе пользу и не навредит. И если ты станешь так делать, то окажешься среди несправедливых (сура «Юнус», аят 106);
И человек просит [Аллаха] о плохом [для себя или для родственников, например, когда злится], как будто просит о хорошем. Поистине, человек тороплив [в своих проклятиях и не задумывается над их итогом] (сура «Аль-Исра», аят 11);
А когда смерть подходит к кому-то из них, он говорит: «Господи! Верни меня обратно. [Верни меня обратно] чтобы я смог [уверовать и] совершать хорошие поступки, которые я не совершал [погубив этим свою жизнь]». [Ему будет дан ответ]: Нет [не будет тебе никого возвращения]! Это просто слова, которые он произносит. Впереди у них – барзах [загробный мир, в котором они пребудут] до дня, когда они будут воскрешены (сура «Аль-Муминун», аят 99-100);
Не обращайся с мольбой наряду с Аллахом к другому богу. Нет бога, кроме Него! Все погибнет, кроме Него.(588) Ему принадлежит власть, и к Нему вы будете возвращены (сура «Аль-Касас», аят 88);
Когда Мы наделяем человека благами, он отворачивается [проявляет неблагодарность] и удаляется [или проявляет высокомерие]. А когда его касается плохое, он начинает много [и длинно] молить [Аллаха] (сура «Фуссылят», аят 51).
Некоторые аяты, как например, аяты из суры «аль-Фатиха» являются образцом в обращении к Всевышнему Аллаху. 201 аят суры «аль-Бакара», который гласит: «О Господь наш! Даруй нам в (этом) мире благо и в Вечной жизни благо, и защити нас от наказания Огня», является одним из самых распространенных дуа среди мусульман. Анас ибн Малик (да будет доволен им Аллах) сообщил, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) чаще всего читал именно это дуа и наставлял людям обращаться к Аллаху этими словами (Бухари, Муслим). Также из наиболее распространенных дуа являются те мольбы, что приведены в суре «Ибрахим» (35-41), в особенности в аяте: «Господь наш! Прости меня, моих родителей и верующих в тот день, когда будет представлен счет».
Также особого упоминания заслуживает дуа пророка Айюба (мир ему), который был охвачен страшной болезнью и нищетой. Несмотря на все трудности, он не просил Аллаха напрямую, говоря: «Спаси меня! Дай мне здоровье! Даруй мне богатство!» Он с присущей пророкам скромностью молил: «Воистину, меня коснулось зло, а ведь Ты – Милосерднейший из милосердных» (аль-Анбия, 83).
Чтобы дуа исполнялись, нужно есть халяльную пищу?
Из книги «Фатвалар»