Мазхабы
Любой неосведомленный мусульманин может задать себе вопрос: что ему предпринимать в конкретных ситуациях. Один хадис свидетельствует о том, что молясь, руки необходимо скрещивать на груди, другой – что они должны держаться по швам. Как нужно совмещать данные убеждения, читая намаз? – Есть выход – следование одной школе мазхабов. Мазхаб затрагивает главные вопросы и для того, чтобы правильно научиться совершать омовение, перед тем как молиться, обычному мусульманину не нужно сразу учить весь Коран наизусть. Мазхабы писали великие ученые прошлых столетий, чьи трактаты Корана всегда признавали все исламские общины.
Мазхабы – это религиозно-правовые школы. За все время бытия исламских вероучений, образовалось огромное число учений, одними из которых являлись богословскими, другие же – политико – богословскими. Научная мысль в исламе активно развивалась, оказывая влияние на пришествие знаменитых богословов-ученых. Основываясь на трудах этих людей, появлялись сильнейшие школы по практическому применению «Сунны» и «Священного Корана». Относительно законам Шариата любые религиозные действия (ежедневные поклоны, модели поведения в обществе, решение текущих вопросов по правам и т.д.) происходят, основываясь на иджтихаде создателя данной школы.
Апофегма «Мазхаб» означает «направляться», «идти». В религиозных учениях, каждое направление, основывающееся на определенных мнениях, называлось «мазхабом». И «идти согласно мазхаба этого ученого» - означало идти по его следам и почитать его суждения о религии.
Создатели мазхаба извлекали к основе мазхаба свидетельства из корана и хадисов Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего!). В связи с тем, что многие из хадисов не доходили до основателей, мазхабы различных учений различались между собой. Однако, между школами не случалось ни малейшего разногласия.
В Исламе существует IV основных Масхаба: «ханбалитский», «маликитский», «ханафитский» и «шафиитский». Также был «захиристкий мазхаб», которого сейчас почти уже нет. Шииты привержены джафаритскому мазхабу.
- Мазхаб-ханафитский основал имам Абу-Ханниф, родившийся в 80-699 г. в Куффе и покинувший жизнь в 150-767г. в городе Багдад. Значение имени «Ханиф» - «знающий, осведомленный», «правильно верующий» мусульманин. «Абу-Ханифа» - «Глава правильно верующих мусульман». Основным методом, выносившим правовые основы этого мазхаба – следование четкой иерархии решений и правил в данной школе. Все свои унаследованные знания Абу-Ханифа устными речами преподносил своим приверженцам, которые их записывали и классифицировали в определенной системе. Ханафитскую школу поощряли Аббасидды, заинтересованные в государственных правовых основах. Ей присвоили статус на государственном уровне в монгольской и османской империи. По сей день, множество мусульман следует этому правовому толку.
- Мазхаб-маликитский создал имам Малик-бин-Анас-аль-Асбаххи, родиной которого была Медина (годы жизни: 93-711; 179-795), был последователем табинов, унаследовал знания от 900 шейхов (300 из них-табины, остальные 600-их последователи). Малик посвятил всю свою жизнь поиску и повествованию знаний. Главными его чертами были: богобоязненность и аскетизм. Источники его знаний изъяты из: Корана, Сунны, Иджмы, Кыяса, практик обитателей Медины, истихсана, садд-аз-зараиля и истисхаба. Последователи маликитской школы находятся в западных странах, в Испании и на Северной Африке.
- Мазхаб-шафиитский основал имам Абу-Абдуллах-Мухаммад-бин-Идрис-аш-Шафии (годы жизни: 150-767;204/802). Он появился на свет в Газзе и ушел из жизни в Египте. Имя «аш-Шафии» произошло от его прадеда, который являлся соратником Всевышнего Пророка (мир ему и благословение Всевышнего!). Школа данного мазхаба была популярна в Египте в конце VIII – начале IX вв.. В Маверанахарре и Ираке шафиитский мазхаб был столь же популярен, сколь и ханафитский. Сегодня количество шафиитов приравнивается к 80% курдов, мусульманам юго-востока и большинству ближневосточных арабов и существует множество их трудов в виде книг, пользующихся особым авторитетом в Сирии, Палестине, Ливане, Иордании, Египте, Малайзии, Индонезии, на Кавказе и других странах.
- Мазхаб-ханбалитский основан Абу-Абд-Ахмад-бин-Ханбалом, родом из Багдада (годы жизни: 164-780; 241-855). Данная школа основывалась на нескольких направлениях, опирающихся на различные трактаты Табинов и сахабов; разные чтения и подвергавшихся сомнению фетвах Ибн-Ханбаля, в различиях передач его вердиктов. Школа ханбалитского мазхаба имела огромный фундамент теоретических знаний и не признавала закрытые «врата ижтихада». Данный мазхаб не был особо распространен и сегодня по данному направлению в Саудовской Аравии действует школа ханбалитского мазхаба.
- Джафаритский-мазхаб основался Джафаром-аз-Садыком и был распространен среди афганских, иранских, иракских и азербайджанских шиитов. Джафариты были признаны суннитами и основали школу только в 18 веке. Они также не признают закрытие «врат ижтихада» и только те ахбары-Сунны, что возносятся к основным сподвижникам Пророка (мир ему и благословение Всевышнего!).
Islam-today
Понравилась статья? Будем благодарны за репосты!
Читайте также:
-
10 признаков истинной веры
Истина имана - это подтверждение сердцем истинности и признание словами того, что все сообщения и решения, которые переданы Пророком Мухаммадом (да благословит его Аллах и приветствует!) от Аллаха и которые явно (очевидно) относятся к религии, являются верными и правильными. Имамы двух исламских течений ахлю-с сунны аль-Матуриди и аль-Ашари считают, что для проявления имана достаточно подтверждение истинности сердцем. Также, по мнению Имама аль-Матуриди, подтверждение словами необходимо только для принятия мирских решений. Потому что иман, на самом деле, относится к сердцу и совести.
-
Что отвлекает нас от поминания Всевышнего?
Всевышний Аллах повелевает нам, чтобы наше имущество и наши дети не отвлекали нас от зикра, от поминания Аллаха. Для лучшего понимания данного аята вначале нужно ответить на вопрос, что здесь подразумевается под зикром, поминанием Аллаха. Поминание Аллаха, зикр означает упоминать о нем такими словами и выражениями, как Аллаху акбар (такбир), ла илахе иллиллах (тахлил), субханаллах (тасбих), альхамдулиллах (тахмид). Аллаха поминают ради провозглашения Его величия и для достижения духовной зрелости.
-
Может ли человек в мирской жизни увидеть шайтана, и если да, то в каком виде?
В риваяте, переданном Абу Хурайрой, сообщается, что посланник Аллаха сказал: «Вчера один ифрит (самый скверный из шайтанов) из числа джиннов, явился ко мне, чтобы испортить мой намаз...
-
15 фактов из жизни Пророка Исы (а.с.)
1) По воле Всевышнего Аллаха ‘Иса (a.с.) родился чудесным образом, без отца. Закария (а.с.) был мужем тети Марьям.
2) Мать Марьям – Ханна, в соответствии со своим обетом, отдала своего ребенка на служение Мечети аль-Акса.
3)...
-
Является ли курение харамом с точки зрения Ислама?
С точки зрения почти пятнадцати вековой истории фикха, курение представляет собой сравнительно новое явление. Муджтахиды первых поколений даже не догадывались о существовании подобного явления, и соответственно не могли вынести по этому поводу никаких хукмов.
-
Тот, кто желает прощения своих грехов, должен три раза произнести эту дуа
Джувайр передал от Дахкана, он от Ибн Габбаса (р;г.), а он от Пророка (с.г.в.). Пророк (с.г.в.) сказал: «Мусавифы погибли». Мусавиф - это тот, кто говорит: «Я скоро покаюсь в своем грехе», а сам откладывает покаяние. Для каждого человека ваджибом (обязательным) является всегда обращаться к Аллаху с покаянием, потому что Всевышний Аллах постоянно принимает покаяние согрешившего.
-
Дела, из-за которых Рай становится запретным для мусульманина
Грехи различны по своей тяжести, простительности и воздаянию за них. И среди них есть такие, которые согласно преданиям от Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сделают Рай для человека запретным. Даже если он был мусульманином.
-
5 обязательных дел для ночи Ляйлятуль-кадр
Какие же поклонения наиболее рекомендовано совершать в эту ночь и получить больше всего вознаграждения?