Мазхабы
Любой неосведомленный мусульманин может задать себе вопрос: что ему предпринимать в конкретных ситуациях. Один хадис свидетельствует о том, что молясь, руки необходимо скрещивать на груди, другой – что они должны держаться по швам. Как нужно совмещать данные убеждения, читая намаз? – Есть выход – следование одной школе мазхабов. Мазхаб затрагивает главные вопросы и для того, чтобы правильно научиться совершать омовение, перед тем как молиться, обычному мусульманину не нужно сразу учить весь Коран наизусть. Мазхабы писали великие ученые прошлых столетий, чьи трактаты Корана всегда признавали все исламские общины.
Мазхабы – это религиозно-правовые школы. За все время бытия исламских вероучений, образовалось огромное число учений, одними из которых являлись богословскими, другие же – политико – богословскими. Научная мысль в исламе активно развивалась, оказывая влияние на пришествие знаменитых богословов-ученых. Основываясь на трудах этих людей, появлялись сильнейшие школы по практическому применению «Сунны» и «Священного Корана». Относительно законам Шариата любые религиозные действия (ежедневные поклоны, модели поведения в обществе, решение текущих вопросов по правам и т.д.) происходят, основываясь на иджтихаде создателя данной школы.
Апофегма «Мазхаб» означает «направляться», «идти». В религиозных учениях, каждое направление, основывающееся на определенных мнениях, называлось «мазхабом». И «идти согласно мазхаба этого ученого» - означало идти по его следам и почитать его суждения о религии.
Создатели мазхаба извлекали к основе мазхаба свидетельства из корана и хадисов Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего!). В связи с тем, что многие из хадисов не доходили до основателей, мазхабы различных учений различались между собой. Однако, между школами не случалось ни малейшего разногласия.
В Исламе существует IV основных Масхаба: «ханбалитский», «маликитский», «ханафитский» и «шафиитский». Также был «захиристкий мазхаб», которого сейчас почти уже нет. Шииты привержены джафаритскому мазхабу.
- Мазхаб-ханафитский основал имам Абу-Ханниф, родившийся в 80-699 г. в Куффе и покинувший жизнь в 150-767г. в городе Багдад. Значение имени «Ханиф» - «знающий, осведомленный», «правильно верующий» мусульманин. «Абу-Ханифа» - «Глава правильно верующих мусульман». Основным методом, выносившим правовые основы этого мазхаба – следование четкой иерархии решений и правил в данной школе. Все свои унаследованные знания Абу-Ханифа устными речами преподносил своим приверженцам, которые их записывали и классифицировали в определенной системе. Ханафитскую школу поощряли Аббасидды, заинтересованные в государственных правовых основах. Ей присвоили статус на государственном уровне в монгольской и османской империи. По сей день, множество мусульман следует этому правовому толку.
- Мазхаб-маликитский создал имам Малик-бин-Анас-аль-Асбаххи, родиной которого была Медина (годы жизни: 93-711; 179-795), был последователем табинов, унаследовал знания от 900 шейхов (300 из них-табины, остальные 600-их последователи). Малик посвятил всю свою жизнь поиску и повествованию знаний. Главными его чертами были: богобоязненность и аскетизм. Источники его знаний изъяты из: Корана, Сунны, Иджмы, Кыяса, практик обитателей Медины, истихсана, садд-аз-зараиля и истисхаба. Последователи маликитской школы находятся в западных странах, в Испании и на Северной Африке.
- Мазхаб-шафиитский основал имам Абу-Абдуллах-Мухаммад-бин-Идрис-аш-Шафии (годы жизни: 150-767;204/802). Он появился на свет в Газзе и ушел из жизни в Египте. Имя «аш-Шафии» произошло от его прадеда, который являлся соратником Всевышнего Пророка (мир ему и благословение Всевышнего!). Школа данного мазхаба была популярна в Египте в конце VIII – начале IX вв.. В Маверанахарре и Ираке шафиитский мазхаб был столь же популярен, сколь и ханафитский. Сегодня количество шафиитов приравнивается к 80% курдов, мусульманам юго-востока и большинству ближневосточных арабов и существует множество их трудов в виде книг, пользующихся особым авторитетом в Сирии, Палестине, Ливане, Иордании, Египте, Малайзии, Индонезии, на Кавказе и других странах.
- Мазхаб-ханбалитский основан Абу-Абд-Ахмад-бин-Ханбалом, родом из Багдада (годы жизни: 164-780; 241-855). Данная школа основывалась на нескольких направлениях, опирающихся на различные трактаты Табинов и сахабов; разные чтения и подвергавшихся сомнению фетвах Ибн-Ханбаля, в различиях передач его вердиктов. Школа ханбалитского мазхаба имела огромный фундамент теоретических знаний и не признавала закрытые «врата ижтихада». Данный мазхаб не был особо распространен и сегодня по данному направлению в Саудовской Аравии действует школа ханбалитского мазхаба.
- Джафаритский-мазхаб основался Джафаром-аз-Садыком и был распространен среди афганских, иранских, иракских и азербайджанских шиитов. Джафариты были признаны суннитами и основали школу только в 18 веке. Они также не признают закрытие «врат ижтихада» и только те ахбары-Сунны, что возносятся к основным сподвижникам Пророка (мир ему и благословение Всевышнего!).
Islam-today
Понравилась статья? Будем благодарны за репосты!
Читайте также:
-
Камиль хазрат Самигуллин
Самигуллин Камиль Искандерович родился 22 марта 1985 года
-
Самые влиятельные женщины ислама (часть 1)
Наряду с такими фигурами, как императрица Феодора, Элеонора Аквитанская, Жанна д'Арк, Анна Болейн, Катерина Сфорца и Елизавета I, мусульманский мир дал истории многих отважных и героических мусульманских женщин. Эти женщины сыграли важную роль в до-современном мусульманском мире, будучи учеными, поэтами, мистиками, правителями и воинами. Представляем вашему вниманию серию «Самые влиятельные мусульманки в истории». 1. Хадиджа бинт Хувайлид (ум. 620) – одна из самых важных представительниц всей женской половины мусульманского мира. Жена великого и последнего пророка, великая женщина. Еще до своего брака с пророком Мухаммадом (мир ему) была важной фигурой: Хадиджа являлась преуспевающим купцом и одной из самых видных фигур Мекки. Она играла центральную роль в поддержке и распространении новой веры ислам и имела честь стать первой мусульманкой
-
Зина (прелюбодеяние) в исламе
Прелюбодеяние (зина) представляет собой половый акт между мужчиной и женщиной, чьи отношения не скреплены законным браком. Зина является смертельным грехом.
-
10 вещей, которые не делает хороший муж
Каким должен быть муж по исламу? Что он должен делать и чего не должен?
-
10 вещей, которые должны делать верующие муж и жена
Любовь является благословением Всевышнего, а брак – священным союзом предписанным Всевышним. К тому же супружество является испытанием верующего на протяжении всей его жизни с момента заключения никаха. Проходя это испытание ежедневно, он либо все ближе к супруге/супругу и Всевышнему, либо наоборот. Чтобы в семье царило взаимопонимание, и снизошла милость Аллаха, супруги должны работать над собой над собой.
-
1 000 000 вознаграждений, которые вы можете с легкостью получить каждый день
Сегодня мы предлагаем вашему вниманию очень простое и легкое деяние, которое может принести вам награду в 1 000 000 савабов всего за секунду.
-
Сам шайтан советовал читать эту дуа, чтобы защититься от себя
Шайтан сказал: «Отпусти меня, и я научу тебя таким словам, которые Аллах сделает полезными для тебя!»
-
6 чудес, которые доказывают, что Мухаммад (ﷺ) ‒ истинный пророк
В этой главе повествуется о высоких достоинствах Посланника Аллаха (мир ему), свидетельствующих о том, что он является истинным пророком. Рациональные муджиза будут рассмотрены в шести частях.