Азан и икамат – это своеобразные извещения, обозначающие наступление определенного времени для молитвы. Первым читается азан, а следом за ним, буквально через несколько минут – икамат. Оба призыва должны произноситься громко и четко, долетая до ушей всех возможных последователей ислама. Чтение данных призывов осуществляется муэдзином, принимающим определенное положение тела: во время чтение азана руки извещающего касаются ушных мочек, а взгляд направляется в сторону Киблы. Во время чтения слушателям следует повторять про себя слова призыва, а в конечном итоге обратиться к Аллаху с соответствующей молитвой.
Своими корнями традиция читать азан уходит далеко в прошлое. Правда, стоит признать, что раньше чтение осуществлялось в несколько иной форме. Изначально глашатаи просто созывали народ на намаз, не беспокоясь о формулировке собственных мыслей. После завершения строительства мечети Пророка масджидуль Набави вместе со своими последователями задался целью определить точную форму призыва, которая используется по сей день.
Важность призывов (как азана, так и икамата) озвучивалась неоднократно и подтверждается словами Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего!), который утверждал, что люди, оглашающие его, получают бесценное вознаграждение, но честь эта может выпасть только мужчинам. Чтение азана или икамата женщинами вовсе не приветствуется, более того –порицается.
Про муэдзина (то есть лица, призывающего к намазу) следует сказать отдельно. Эта должность во все века ценилась пуще прочих и считалась благочестивее многих. Оправдывается это словами самого Аллаха, который неоднократно спрашивал: что за голос бывает чище, чем тот, что призывает к молитве?
Можно подчеркнуть, что чтение азана и икамата признается похвальным, но вовсе не обязательным. Пропуск призывов не воспринимается, как грех и не карается. Если у последователя нет возможности произнести азан, то икамат лучше всего не игнорировать. В случае, если азан читается в городе, где есть мечеть, то можно не повторять его в домашних условиях. В такой ситуации, как утверждают практически все богословы, достаточно прочесть икамат, который ценится несколько выше. Именно икамат признан наиболее благочестивым видом служения, так как ни сам Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего!), ни четыре халифа, правившие страной после его смерти, не были муэдзинами, и, как следствие, не произносили азан.
Islam-today
Статья оказалась полезной? Будем благодарны за репосты!