4 июля начинается одиннадцатый месяц мусульманского лунного календаря – месяц Зуль-када, и по традиции мы рассказываем, что это за месяц и что значительного произошло в этом месяце в исламской истории.
Само слово «зуль-када» означает «оседлый», это был месяц стоянок, оседлой жизни, когда кочевые арабские племена прекращали кочевать и оставались на каком-то месте постоянно. Также этот месяц – еще до ислама, считался запретным, одним из четырех запретных месяцев, во время которых нельзя было начинать войны и конфликты, и даже охотиться вокруг Каабы. В Коране сказано о запретных месяцах:
«Воистину, число месяцев у Аллаха — двенадцать. Так было записано в Писании в тот день, когда Аллах сотворил небеса и землю. Четыре месяца (Зуль-каада, зуль-хиджжа, мухаррам и раджаб) из них — запретные» (9:36).
Далее, в этом же аяте говорится, что грех, совершенный в это время, считается более тяжким, чем в другие месяцы:
«Не причиняйте же в них [в эти запретные месяцы] зла самим себе (посягая на их запретность и совершая грехи) (так как это ещё более греховнее, чем в другие месяцы)…» (9:36).
По этой же причине увеличивается воздаяние за благие дела, совершенные в это время. О том, какие виды поклонения желательно совершать в запретные месяцы, говорится в достоверном хадисе, приведённом от Абу Дауда:
«…постись во время запретных месяцев и разговляйся, постись во время запретных месяцев и разговляйся, постись во время запретных месяцев и разговляйся».
То есть, сам Пророк (мир ему) побуждал поститься в запретные месяцы, ведь пост является одним из самых важных видов богослужения.
Что произошло в этом месяце в исламской истории?
В начале месяца зуль-када (6 числа) было заключено знаменитое Худайбийское перемирие.
В конце шавваля (начале марта 628 г.) Пророк (мир ему) объявил, что хочет совершить малый хадж (умру) в Мекку. Сборы были окончены к 1-зуль-када (13 марта), и огромный караван выступил из Медины. По разным данным количество паломников составляло от 300 до 1600 человек.
Однако мекканские язычники решили воспрепятствовать мусульманам в совершении умры, выступив против них с оружием. Дабы избежать кровопролития Пророк (мир ему) со сподвижниками остановились в аль-Худайбийи – долине, расположенной западнее Мекки на расстоянии 24 км. Здесь и было подписано знаменитое Худайбийское перемирие между мусульманами и мекканскими язычниками.
Некоторые мусульмане поначалу возражали против условий этого договора, считая их унизительными для мусульман. Но ближайший соратник Пророка Абу Бакр ас-Сиддик (да будет доволен им Аллах) сказал по этому поводу: «Не было в Исламе большей победы, чем худайбийская, однако люди близоруки и не видели того, что было между Мухаммадом (мир ему) и Господином его».
Этот договор на самом деле имел важные политические последствия. Подписание договора ознаменовало легализацию мусульман, как равноправной с курайшитами стороны и дало возможность мусульманам тесно общаться с мекканцами. Договор также позволял мусульманам, которые все еще находились в Мекке, публично исповедовать Ислам.
Кроме того, поскольку между мусульманами и язычниками больше не было постоянной борьбы, многие люди получили возможность лучше узнать об исламе, что привело к тому, что они принимали Ислам. За два года после худайбийского соглашения Ислам приняло больше людей, чем за весь период с 610 года (с начала откровения). Об этом соглашении говорится в Коране:
«Поистине, Мы даровали тебе (о, Посланник) явную победу…» (48:1).
Кроме того, 3 числа месяца зуль-када в 926 году хиджры (24 октября 1520 года н.э.) покинул этот мир выдающийся ученый шафиитского мазхаба, великий праведник Закария аль-Ансари.
Шейх аль-ислам Зайнуддин Абу Яхья Закария ибн Мухаммад аль-Ансари родился в Египте, в городке Сунайка, в 823-м году по хиджре. Некоторые историки пишут, что родился он в 824-м или даже 826-м году по хиджре (или в 1420 году н.э.).
Обучение религиозным наукам будущий ученый начал в своем родном городе, а в 841 году хиджры он отправился на учебу в знаменитый египетский университет Аль-Азхар. Приводится интересная история о том, как шейх попал на учебу в Аль-Азхар.
Однажды через Сунайку, где родился Закария аль-Ансари, проходил праведный шейх Раби бин Абдулла ас-Сулами. И там к нему подошла женщина, умоляя помочь ей. Она сказала, что её муж умер, а управляющий городом – немусульманин, хочет забрать у неё сына к себе в работники.
Шейх помог ей освободить сына, а потом сказал: «Если хочешь избавить сына от подобных неприятностей, отправь его учиться в аль-Азхар. Я же на себя беру его содержание». Так как в маленьком городке его ожидала лишь судьба земледельца, мать согласилась отправить его на учёбу.
Ученик шейха Закарии, известный ученый и праведник Абдуль-Ваххаб Шаарани передает его рассказ о периоде учебы:
«Я пришёл в аль-Азхар юношей. Ничто из мирского не отвлекало меня, и сердце своё я не связал ни с кем из людей. Я часто голодал и ночью выходил и собирал корки от арбуза, мыл их и этим довольствовался. Так я провёл долгое время, и тогда Всевышний предопределил мне встречу с одним из Его праведных рабов. Он работал на мельнице, и он всё время интересовался моим положением и покупал мне еду, одежду и книги. Он говорил мне: «Закария, не бойся за своё состояние из-за меня». И так продолжалось несколько лет...».
Закария аль-Ансари обучался в Аль-Азхаре у известных исламских богословов своего времени, среди которых были: знаменитый мухаддис Ибн Хаджар аль-Аскаляни, такие большие ученые как Джалалуддин аль-Махалли и Шарафуддин ал-Мунави. Науку тасаввуфа он изучал под руководством известного суфийского шейха Мухаммада ибн Умара аль-Васити.
По окончании учебы шейх Закария сам стал преподавать исламские науки в Аль-Азхаре и других крупных учебных заведениях Египта. Число его учеников было огромно. К концу его дней большинство крупнейших учёных Египта (и не только) являлись его учениками или же учениками его учеников.
Среди тех, кто прошёл обучение у Закарии аль-Ансари, были такие знаменитости, как Ибн Хаджар Хайтами, Шихабуддин ар-Рамли, Шамсуддин ар-Рамли и многие другие. Ибн Хаджар аль-Хайтами говорил про него: «Он лучший из учёных, которых видели мои глаза…».
Его перу принадлежит более сорока книг по различным областям религиозных наук. У него имеются книги по толкованию Корана, хадисоведению, праву, суфизму, грамматике, логике и иным наукам.
Поскольку молва о его учености разнеслась по всей стране, султан Египта стал настаивать, чтобы шейх Закария занял пост кади – верховного судьи в стране. Ученый долгое время отказывался, боясь ответственности за такое серьезное назначение, а также опасаясь поддаться тщеславию и самодовольству, оказавшись на высоком посту, но поскольку правитель не переставал настаивать, ему пришлось согласиться.
Закария аль-Ансари представлял, какую ответственность несёт судья за свои поступки и решения перед Аллахом, и поэтому ничто не могло заставить его промолчать при виде несправедливости. В дальнейшем он очень сожалел, что принял эту должность – тем более, что через некоторое время ему пришлось оставить пост судьи. По одной из версий причиной его отставки было то, что Закария указывал султану на творимые тем несправедливости. По другой версии, ему пришлось оставить пост судьи из-за потери зрения.
Закария аль-Ансари вёл аскетичный образ жизни, стараясь каждое свободное мгновение уделять поклонению и благим делам. Он был очень щедр, но так старался скрывать это от людей, что некоторые, не очень близко его знавшие люди думали даже, что он скуп.
Закария аль-Ансари покинул этот мир 24 октября 1520 года. Его похоронили рядом с могилой имама аш-Шафии. Огромное количество людей провожало его в последний путь.
Анна Кобулова