«Мы даем им долгую жизнь для того, чтобы они умножили свои грехи»
وَلاَ يَحْزُنكَ الَّذِينَ يُسَارِعُونَ فِي الْكُفْرِ إِنَّهُمْ لَن يَضُرُّواْ اللّهَ شَيْئاً يُرِيدُ اللّهُ أَلاَّ يَجْعَلَ لَهُمْ حَظًّا فِي الآخِرَةِ وَلَهُمْ عَذَابٌ عَظِيمٌ (176)
«И пусть не печалят тебя (о Мухаммад) спешащие к неверию. Они ничем не навредят Аллаху. Аллах желает лишить их счастья (и награды) в вечной жизни, и им – великое наказание» (Алю Имран, 176).
В соответствии с одним из риваятов данный аят был ниспослан в отношении неверующих курайшитов. В соответствии с другим риваятом, этот аят был ниспослан по поводу мунафиков (лицемеров) [Фахруддин Ар-Разы, Мафатихуль-Гайб, 9/103].
Сообщается, что группа людей приняла ислам, а затем испугавшись многобожников, совершила иртидад (вероотступничество). Посланник Аллаха ﷺ очень огорчился из-за этого, и тогда Аллах Всевышний ниспослал этот аят.
«У нас есть наш Господь! А у вас нет Господа»
«Не переставайте (бороться) и не печальтесь (из-за неудачи в битве при Ухуде), ведь вы – выше (их), если вы верующие» (Алю Имран, 139).
В другом риваяте сообщается, что посланник Аллаха ﷺ очень сильно переживал из-за того, что люди писания не принимали ислам. Так как многобожники смотрели на них и говорили: «Они – люди писания, если бы это слово было истинным, то они первыми бы последовали за ним». В связи с этим и был ниспослан этот аят [Абу Абдуллах Мухаммад ибн Ахмад аль-Куртуби, аль-Джамиу ли Ахкамиль-Куръан, 4/181].
وَلاَ يَحْسَبَنَّ الَّذِينَ كَفَرُواْ أَنَّمَا نُمْلِي لَهُمْ خَيْرٌ لِّأَنفُسِهِمْ إِنَّمَا نُمْلِي لَهُمْ لِيَزْدَادُواْ إِثْمًا وَلَهْمُ عَذَابٌ مُّهِينٌ (178)
«Пусть же не думают неверующие, что долгая жизнь – это благо для них. Мы даем им долгую жизнь только для того, чтобы они умножили свои грехи. И им – унизительное наказание» (Алю Имран, 178).
В соответствии с риваятом, переданным от Мукатиля, этот аят был ниспослан в отношении мекканских многобожников.
وَلاَ يَحْسَبَنَّ الَّذِينَ يَبْخَلُونَ بِمَا آتَاهُمُ اللّهُ مِن فَضْلِهِ هُوَ خَيْرًا لَّهُمْ بَلْ هُوَ شَرٌّ لَّهُمْ سَيُطَوَّقُونَ مَا بَخِلُواْ بِهِ يَوْمَ الْقِيَامَةِ وَلِلّهِ مِيرَاثُ السَّمَاوَاتِ وَالأَرْضِ وَاللّهُ بِمَا تَعْمَلُونَ خَبِيرٌ (180)
«Пусть же не думают те, кто скупится тратить то, что Аллах дал им по Своей щедрости, что это (скупость) лучше для них. Нет, это хуже для них! В Судный день все, что они пожалели, обовьет их. И Аллаху принадлежит наследство неба и земли. (Абсолютно все, что люди оставляют друг другу в наследство, на самом деле принадлежит не им, а Всевышнему). И Аллах знает обо всем, что вы делаете» (Алю Имран, 180).
Некоторые (Ибн Масуд, Абу Хурайра, а также в соответствии с риваятом Абу Салиха Ибн Аббас, Ша`би и Муджахид) говорили, что данный аят был ниспослан в отношении мусульман, проявлявших жадность при выплате закята.
Фото: shutterstock.com.
Читайте также:
-
15 хадисов к Рамадану
В преддверии благословенного месяца Рамадан, настало время подготовить себя морально и духовно. Ниже приведена коллекция хадисов, которые показывают статус благословенного месяца, его достоинства, награды и предложения, а также пример Пророка в Рамадан
-
Аллах не изменит нашего положения, пока мы не изменим себя
Приведенные аяты также напоминают нам о вечном законе нашего Господа: «Пока народ не изменит себя, Аллах не изменит его положения». Этот божественный закон прежде всего подразумевает прямую зависимость воздаяний или наказаний Аллаха от наших собственных поступков. И возлагает на нас большую ответственность: мы должны часто контролировать себя и, в случае необходимости, вносить некоторые коррективы в наши мысли и действия. Но если мы забудем эту свою обязанность и продолжим оставаться в прежнем состоянии, то это значит, что мы соглашаемся с его последствиями
-
Фото дня: 2 способа не проспать утренний намаз
-
Как долго с точки зрения Ислама тело умершего можно оставлять незахороненным?
Все действия с телом покойного, совершаемые до момента захоронения, называются «таджхиз». В соответствии с Исламом, покойного следует как можно быстрее обмыть, завернуть в саван и похоронить. Спешка в этом деле является мустахабом.
-
Арабские слова, обогатившие европейские языки
В Средние века арабский язык был языком общения между различными народами, населявшими пространство от Атлантики до Индии. Даже термин lingua franca, обозначающий в филологии язык, используемый как средство межэтнического общения, не что иное, как калька с арабского «лисан аль-ифранг».
-
Должна ли женщина платить закят со своих украшений?
С ювелирных украшений, изготовленных из золота или серебра, с предметов интерьера, изготовленных из золота или серебра, со столовых приборов и украшений...
-
Кому, с точки зрения ислама, принадлежит совместно нажитое супругами имущество?
Понятие «совместно нажитое имущество» получило распространение в современном праве. Данное понятие подразумевает, что в семье все имущество является общим. Однако с точки зрения ислама такой подход является ошибочным и может стать причиной ущемления прав одного из супругов.
-
4 главных вопроса о Кыйбле (Каабе)
Священная Кааба – это кыйбла, то есть направление, соблюдаемое всеми мусульманами в намазе. В чем же значимость Каабы?