Когда говорят «мужчина мусульманин», перед глазами сразу всплывает светлый, мужественный образ, вызывающий чувство полного доверия, надёжности, умиротворённости. От такого человека не исходят тревожность, негатив или что-то непристойное. Наоборот, он словно солнце, освещающее всё вокруг.
Подобные ассоциации при упоминании мусульман появляются у всех, кто знаком с настоящим исламом. Всё благодаря тому, что пророк Мухаммад ﷺ успешно выполнил свою миссию – довёл до верующих высокую нравственность:
«Я был послан для того, чтобы довести до совершенства благородный нрав» (Байхаки).
Значит, мужчина мусульманин – это тот, кто носит частичку нура посланника Аллаха ﷺ и оставляет его в сердцах тех, кто с ним сталкивается. Оттуда и светлые представления у людей о мусульманах, даже несмотря на то, что среди верующих бывают не совсем духовно зрелые личности, совершающие порой грубые ошибки.
Нравственность на самом деле понятие обширное и включает в себя практически все аспекты жизни человека: характер, реакцию на ту или иную ситуацию, поступки, внешность, чистоплотность и прочее. Поэтому личность верующего мужчины более наглядно можно описать в следующих пунктах.
«Встречают по одёжке, провожают по уму», – сказано в пословице. Так стоит начать, пожалуй, с этого. Кто бы что ни говорил, но внешность очень важна, особенно для мусульманина. Ведь его облик – это имидж всего ислама. Мужчина мусульманин следит за опрятностью своих волос и бороды, ухаживает за ними по сунне или современными, доступными для него средствами.
В хадисах приводится: «Однажды Пророк ﷺ находился в мечети, и в это время туда пришёл человек с растрёпанными волосами и бородой. Посланник Аллаха ﷺ указал ему жестом, чтобы он вышел и привёл свой внешний вид в порядок. Тот человек, выполнив требование, зашёл обратно, на что Пророк сказал ему: «Не является ли это лучше, чем прийти с растрёпанной головой, будто он шайтан?» (Имам Малик, «Муватта»); «Пророк ﷺ многократно мыл голову, использовал масло для волос (ухаживал за ними) и расчёсывал бороду, используя воду» (Байхаки).
Стрижке мусульманина также подобает соответствовать его духовному облику и не переходить границ приличия, принятого в его обществе. Простая, аккуратная стрижка, по которой видно, что человек следит за собой, вполне достаточна для верующего, не притязательного к мирским излишествам.
Одежде стоит уделить особое внимание. Она, помимо основной своей цели, несёт и информацию о её обладателе. По фасону, стилю, ткани и узорам на одежде можно узнать многое о человеке: его нацию, статус, религию, материальный достаток.
Мусульманин должен понимать, когда, в каких случаях и как необходимо выглядеть. Что подобает в одном случае, а что неуместно в ином. У многих верующих, прочитавших жизнеописание пророка и сподвижников, складывается впечатление, что они не предавали какого-либо значения одежде. Более того, предания хранят записи о том, что на них бывало и по 40 заплаток, а у некоторых вовсе не было чем прикрываться. Однако нужно вспомнить и положение, в котором они находились.
Война, бойкоты против мусульман, выселение их из жилищ и родных земель – всё это, естественно, сказывалось и на их материальном состоянии. В остальное же время, хотя они и предпочитали простые одеяния с целью воспитания в себе равнодушия к мирскому, их внешность сопровождалась чистотой, опрятностью и доступным, благопристойным одеянием.
Известно, что посланник Аллаха ﷺ носил разную одежду, и у него были вещи, которые он надевал по конкретным случаям. Например, от Джабира бин Абдуллаха приводится: «Когда пророк въехал в Мекку, на нём была чёрная чалма» (Муслим). Он так же приветствовал белый цвет, говоря: «Самая лучшая одежда – белая. Одевайтесь в белое и заворачивайте покойников в белый саван» (Абу Дауд 3878, Тирмизи, 994).
«Абу Усман ан-Нахди передаёт, что Умар написал Утбе ибн Фаркаду о запрете Пророком ﷺ использовать мужчинам шёлк, за исключением вставок или оборок шириной в два, три или четыре пальца» (Бухари, Муслим). Поэтому мусульманин внимателен к составу тканей своей одежды.
Отличительной чертой верующего мужчины является скромность. Следовательно, он избегает всего, что может предполагать высокомерие, гордыню и тщеславие в образе: «Тому, кто в мирской жизни оденет одеяние славы, чтобы привлечь к себе внимание, на того Аллах в Судный день наденет одеяние унижения и не посмотрит на него» (Абу Давуд, Либас, 5).
И хорошо, если всё же одежда мусульманина хоть как-то выражает его приверженность исламу: наличием тюбетейки на голове, удлинённый, исламский фасон рубахи или даже религиозный символ в виде полумесяца в качестве аксессуара.
Наручные часы, кольца, запонки, ремни, парфюм и даже чётки (например, из красивых камней) – это аксессуары-украшения мужчин, придающие им солидность, указывающие на статус или просто добавляющие изюминку в их образ. Всегда приятно находиться с людьми, которые выглядят хорошо и со вкусом.
Излишество – не про мусульманина, но каждый человек создан уникальным, а значит, нет ничего предосудительного, если он закрепит за собой некий элемент, например, один постоянный парфюм, по аромату которого его будут узнавать в его кругу. Также широко известно о ношении посланником Аллаха ﷺ серебряного перстня-печатки и других колец с камнями. Это стало сунной, которой по сей день следуют верующие мужчины. Поэтому кольцо на пальце мусульманина не просто украшение, а частичка неотъемлемого образа дорогого сердцу человека.
Почему важно уделять определённое, но умеренное внимание внешности? Пророк говорил: «Воистину, вы предстаёте перед своими братьями (перед людьми)! Пусть же будет хорошим (исправным) ваше средство передвижения, пусть будет хорошей (подобающей месту и времени) ваша одежда, чтобы вы стали примером для других. Достигните же в этом такого уровня, когда вы станете украшением общества, в котором живёте. Воистину, Аллах не любит непристойность, неприличие, неряшливость» (Ахмада, Абу Дауд, Хаким).
Когда у верующего есть возможность соответствовать этому хадису, ему не стоит выглядеть так, что другие, смотря на него, пожелают дать ему милостыни: «Абу аль-Ахвас передаёт от своего отца: «Я пришёл к Пророку ﷺ в поношенной одежде, и он спросил: «Есть ли у тебя какое-либо имущество?» Он ответил: «Да. Аллах даровал мне верблюдов, овец, лошадей и рабов». Тогда посланник Аллаха ﷺ сказал ему: «Если Аллах даровал тебе имущество, пусть же на тебе будут видны следы Его милости к тебе и Его почёта» (Сунан Абу Дауд).
Дозволено носить дорогую одежду и особенно дарить или получать её в качестве подарка: «Исхак ибн Абдуллах ибн аль-Харис передаёт, что посланник Аллаха ﷺ купил одежду за двадцать с лишним верблюдиц и подарил их Зу Язану» (Сунан Абу Дауд).
Наверное, нет никого, кто не слышал о важности чистоты в исламе. Омовение сопровождает верующих с самого утра и до ночи. Одежда и место молитвы мусульман обязательно должны быть чистыми. Хадисы гласят: «Аллах чист и любит чистоту» (Абу Дауд); «Чистота есть половина веры» (Бухари, Муслим). Но она так же касается и духовной стороны верующего. Его мысли, сердце, язык и поступки тоже нуждаются в содержании в чистоте.
Конечно, за собой ухаживать человеку в радость. Однако этого недостаточно. Верующий помнит, что является ханифом – наместником Аллаха на земле. Значит, на нём есть ответственность за её состояние и благополучия их обитателей.
Существуют организации государственного уровня, следящие за экологией и чистотой улиц в каждой местности. Но, как говорится, «чисто не там, где убирают, а там, где не мусорят». Мусульманин всегда живёт по принципу «Не навредить и приносить посильную пользу». К тому же, грешно обременять кого-то из рабов Аллаха, осознанно оставляя, скажем, мусор на улице.
Наоборот, там, где живут верующие и звучит азан, чистота – как второй признак наличия мусульман в этих местах. Вот о чём говорится в хадисах: «Убрать с дороги камень, ветку, кость (всё то, что доставляет неудобства мусульманам) является милостыней» (Ат-Тирмизи); «Среди нас был человек, который ходил по улицам и убирал с дороги то, что приносило вред мусульманам. И Аллах воздал благодарность этому человеку, простив ему грехи» (Ат-Тирмизи).
Аллах Азза ва Джалля повелевает: «О те, которые уверовали! Оберегайте себя и свои семьи от Огня, растопкой которого будут люди и камни. Над ним есть ангелы суровые и сильные. Они не отступают от повелений Аллаха и выполняют всё, что им велено!» (аль-Анам, 6). Уберечь себя и своих подопечных в этом случае возможно лишь религиозным воспитанием.
Всевышний главой семьи назначил мужчин. Значит, первостепенной задачей мусульманина является самовоспитание, а потом обязательное наставление своих домочадцев. Для этого мужчине необходимо иметь лидерские качества, авторитет в их глазах. Разве будет кто-то прислушиваться к неуверенному и слабовольному мужчине, неспособному крепко держаться поставленных целей? Потому начинать необходимо с себя. Не следует путать лидерские качества с грубостью и жестокостью. Ведь люди всегда идут за теми, кем восхищаются. Если мужчина мусульманин станет примером богобоязненности и высокой религиозной нравственности, то многое сложится само собой.
В связи с этим следует обратить внимание и на слова исламских учёных, которые писали об этом в своих трудах:
– «Единобожие обязывает к вере. Вера обязывает к наличию приверженности канонам. Каноны обязывают человека быть воспитанным. Тот же, кто лишён воспитанности – далёк от канонов, веры и Единобожия!»;
– «Отсутствие воспитанности требует отдаления человека: если не умеешь себя вести на ковре (дома, в обществе), тогда будешь стоять у двери (останешься на задворках жизни); если не умеешь культурно стоять у двери, тогда займись управлением животных (корми и выгуливай скот)».
– «Кто сможет победить, одолеть, подчинить слабые стороны своего характера, тот искренен в поклонении Всевышнему».
Национальность – это предопределение человека. Его язык, культура, не противоречащие вероубеждению обычаи, делают его полнокровной личностью. Помогают укрепить в обществе свою позицию. Лишённого или отказавшегося от этих благ человека называется безродным – не имеющим связи со своими корнями. Как следствие, растерянный в жизни, блуждающий от одних взглядов к другим.
Мусульманин же знает ценность своей нации и рода. Ведь это подтверждается и примером посланника Аллаха ﷺ, о котором говорили: «Он благородного происхождения». Начиная от пророка Ибрахима (а.с.), родословная Посланника ﷺ была самой лучшей. В хадисе, передаваемом от Аиши (р.а.) сказано: «Аллах вёл меня (пророка) по самым чистым поколениям, я всегда находился в лучшей из двух ветвей родословной». Ещё посланник Аллаха ﷺ открыто заявлял: «Начиная от пророка Адама, все мои предки находились в чистом, законном браке». То есть тут не идёт речь о кичливости или гордыни, но подчёркивается важность сохранения чести своей семьи, родословной.
Потому верующий мужчина учит своих детей родной речи, прививает им национальные ценности, переплетая их с нравственностью религии: «Есть три вещи, которые не относятся к религии, но укрепляет её: национальный язык, национальная одежда и национальные традиции» (Ш. Марджани).
Говоря о родословной, важно помнить, что для верующего в ближайшем звене находятся его родители:
«Твой Господь предписал вам не поклоняться никому, кроме Него, и делать добро родителям…» (аль-Исра, 23).
Проявляя глубокое уважение и почитая их, он подаёт нерушимый пример и своему потомству. Молитвы родителей, их довольство являются благословением наперёд будущим поколениям. Верующий осознаёт, что причиной тому своим послушанием Аллаху становится он сам и, таким образом, способствует развитию своего рода и нации в благородном направлении.
Пророк ﷺ обратился к своим сподвижникам: «Не сообщить ли мне вам о величайших грехах?» Они ответили: «Да, о, Посланник Аллаха». Пророк сказал: «Придание Аллаху сотоварищей (ширк) и непочтительность по отношению к родителям» (Бухари).
Как известно, грехи пагубно влияют на человека, вводят в бездну заблуждения. А способен ли заблудший и лишённый благословения родителей человек дать правильное направление своему потомству? Верующий мужчина заботится и переживает о будущем своих детей.
И самая главная ценность мусульманских мужей – это вера. Она пронизывает весь их жизненный путь. За неё они готовы отдавать жизни. Ведь не будь её, не останется на земле эталона справедливости, чести, искренности и спокойствия.
Поэтому мусульманин стоит на страже своих убеждений, не впуская главного врага, коим является шайтан, за порог своего сердца. Дверью ему служит крепкая воля, а замком – усердие в соблюдении заповедей Всевышнего Аллаха, сказавшего: «Верующими являются только те, которые уверовали в Аллаха и Его Посланника, а потом не испытывали сомнений и сражались на пути Господа своим имуществом (раздавая милостыню и закят) и своими душами (воспитывающими свои нафсы). Именно они являются правдивыми» (Худжурат, 15).
Мусульманин оставляет в этом мире след в виде искреннего, молящегося за него потомства, благих деяний, пользы, принесённой обществу. Всё в нём прекрасно и вызывает восхищение: от внешнего вида и до тайных уголков его души, принадлежащей одному лишь Аллаху.
Он совершенствуется на протяжении отведённой ему жизни и готовится предстать перед Создателем, сохранив доверенное – своё сердце – в лучшем виде. Всему этому учит его вера. И пока мусульмане будут соответствовать этим духовным параметрам великого пути, тропа его не зарастёт, а свет ислама будет сиять вплоть до скончания времён.
Пусть же Всевышний поможет в этом каждому верующему.
Айна Замаева