«Тот, кто сделал добро весом в мельчайшую частицу, увидит его. И тот, кто сделал зло весом в мельчайшую частицу, увидит его» (Сура «Зилзал», аяты 7–8)
Согласно нашей религии, на нас возложено соблюдение некоторых обязанностей, которые можно разделить на две категории: долг перед Аллахом и долг перед рабами Господа. Наш долг перед Аллахом состоит в том, чтобы с уважением относиться к Его повелениям и запретам, исполнять обязательные виды поклонения, отдавать закят, садака, приносить курбан. Все это одновременно связано и с общественными интересами и соблюдением порядка.
Когда мы говорим о долге перед Господними рабами, то под этим нужно понимать наши обязанности друг перед другом, которые охватывают все сферы нашей жизни. Этот долг образуется из прав каждого человека на сохранение жизни и здоровья, на защиту чести и достоинства, на неприкосновенность личности и имущества, на свободу вероисповедания, а также других прав и свобод. Наш великий Господь также наделил людей частными интересами, соблюдение которых тоже входит в понятие долга перед Его рабами.
Любое овладение человеком чужой собственностью недозволенным шариатом путем означает нарушение человеческих прав. Действия такого рода в нашей религии определены, как запретные, харам. К нарушениям в сфере прав человека обычно приводит переход границ, установленных нашей религией в человеческих отношениях. Это воровство, мошенничество, нарушение договоров и другие виды незаконных доходов. Кроме того, также имеется чисто духовная сторона человеческих прав, нарушение которых начинается с неуважительного отношения к внутреннему миру личности. Но когда в обществе говорят о правах человека, то чаще всего имеют в виду материальные права.
Выражение «права рабов Господа» более широкое по сравнению с понятием прав человека и имеет религиозное содержание. Во многих коранических аятах речь идет или о справедливости, или о правах, или о правилах, установленных для их обеспечения. После многих аятов, в которых утверждаются основы соблюдения справедливости, идет такое божественное указание: «Не преступайте границы дозволенного. Воистину, Аллах не любит преступников». (Сура «Маида», 5:87).
Значит, нарушение прав Господних рабов ‒ это и есть нарушение границ дозволенного, установленных Аллахом. Каждый совершаемый нами ибадат должен заставить нас мобилизовать наше внимание к вопросам соблюдения человеческих прав. Не будем забывать, что вернув кому-то копейку, отобранную у него несправедливо, мы заслужим большее воздаяние, чем потратив сотни рублей на милостыню.
Обратим внимание на предупреждения нашего Пророка (мир ему) относительно прав Господних рабов:
«Если кто-то в результате покушения на чье-то имущество или честь и достоинство должен будет возместить нарушенные права, пусть заслужит прощение до наступления Судного дня, когда уже нельзя будет расплатиться золотом и серебром. В противном случае, у него будут отобраны благие деяния в размере совершенной им несправедливости и переданы потерпевшему. Если добрых дел у него окажется недостаточно, то грехи обладателя прав на возмещение будут возложены на того, кто совершил несправедливость». (Бухари, «Об угнетении», 10).
«Верующий, у которого не будет гордыни, предательства и долга перед рабом Господа, войдет в Рай». (Тирмизи, «Сийяр», 21).
В свете подобных предостережений можно даже предположить, что долг перед Господними рабами идет прежде долга перед Господом. Так как если в День расчета рабы Господа не откажутся от своих прав, которые ты должен им возместить, то Аллах не простит тебя как нарушителя прав, и этот грех не может быть отпущен покаянием. Поэтому наряду со своими обязанностями перед Аллахом мы так же хорошо должны знать свои обязанности перед людьми, быть особенно щепетильными по поводу нашего долга перед рабами Господа.
Предупреждение Пророка (мир ему) о нашем долге перед рабами Господа должен заставить нас задуматься: «Несостоятельным из моей уммы несомненно будет тот, кто придет в день киямата, заслужив воздаяние за намаз, уразу и закят, однако в то же время кого-то оскорбив, а кого-то ложно обвинив в прелюбодеянии, у кого-то забрав имущество, пролив чью-то кровь, а кого-то побив. И по этой причине все его савабы будут отданы и тем, и другим. И если его савабы закончатся до того, как он заплатит по счетам, то на него будут возложены грехи тех, кто имеет на него права. И после этого он будет брошен в Ад» (Муслим, «Книга благочестия», 59).
За несколько дней до своей кончины наш Пророк (мир ему) сказал своим сахабам: «Если я кому-то остался должен, пусть придет, получит свой долг и простит меня». Так он своим поступком показал нам пример, как надо относиться к своим долгам перед людьми.
Живя рядом с другими людьми, мы обязаны с уважением относиться к правам каждого, не наносить вреда чужому имуществу, жизни и здоровью, чести и достоинству. Если же своими действиями, вольно или невольно, нанесли кому-то ущерб, то должны добиться у него прощения, полностью возместив моральный или материальный ущерб.
Islam-Today