Фото: WESTOCK PRODUCTIO/ shutterstock.com
Мы отобрали наиболее актуальные вопросы, волнующие мусульман нашей республики, и обсудили их с Главой ДУМ РТ, муфтием Татарстана, Камилем хазратом Самигуллиным.
— В последнее время появилась такая практика: обустраивать помещение для тахарата не внутри мечети, а за её пределами. Я знаю, что вы активно её реализовываете. Почему?
— В 90-е годы, когда строились новые религиозные проекты, места для омовения делали в основном внутри мечети. Однако впоследствии из-за этого возникли определенные трудности. Например, повышенная влажность и неприятный запах. На самом деле тахаратная в отдельно стоящем здании гораздо удобнее: человек в комфорте совершает омовение, а в мечеть заходит уже чистым и сухим. Это лучше с точки зрения гигиены, а также больше соответствует сунне Пророка саллаллаху ‘алейхи ва саллям.
Кроме того, есть знающие мусульмане, которые вообще категорически против того, что в мечети обустраивают отхожие места, так что, мне кажется, тахаратная в отдельном здании будет удобна всем категориям молящихся. Именно поэтому мы рекомендуем данную практику, когда готовятся новые проекты. В некоторых старых мечетях уборную уже вынесли в отдельно стоящее здание.
Фото: FS Stock/ shutterstock.com
— Многие задаются вопросом по поводу дозволенности масха. Можно ли совершать масх на обычные или специальные водонепроницаемые носки?
— В Священном Куръане, в суре «аль-Маида / Трапеза», 6 аят, есть два прочтения слова «арджулякум», оба из которых мутаватир. Если читать именно «арджулякум», то мы понимаем это слово как «мойте». То есть получается, что ноги нужно мыть, а не протирать.
Если же мы читаем «арджуликум», с касрой, то получается, что масх (протирание) дозволено: «Протирайте свои головы и ноги по щиколотку». Оба эти кираата достоверны.
Из сунны Пророка ﷺ мы знаем, что протирать можно, также сказано, каким именно образом нужно это делать. Посланник Аллаха показал нам хуффы, в современном понимании — ичиги. То есть кожаную обувь, которая подходит под определенные условия. В отсутствии ичигов мыть ноги обязательно. Когда ичиги есть, можно ограничиться протиранием, на это указывают и Куръан, и Сунна.
Теперь, что касается носков, («джаураб»). Мы должны понимать, что, когда в старых книгах упоминают слово «носки», речь не идет о современных тканевых носках. Имам Абу Юсуф рахимахуллахи описывает их как «муджадаляин», «муна’аляин». К ним снизу иногда пришивалась кожа. Они были плотными настолько, что могли стоять вертикально сами по себе. Их можно сравнить с сегодняшними валенками.
Про «джаураб» есть четыре хадиса, и ни один из них не мутаватир, то есть по большей части они все слабые. Иными словами, существует аят, согласно которому мы должны мыть ноги, но некоторые пытаются опровергнуть написанное в Куръане слабым хадисом.
Это неправильно в любом случае. Более того, как уже говорилось ранее, нельзя сравнивать сегодняшние носки, и носки, которые были тогда. Приведем простой пример, когда значение слова точно так же менялось со временем.
Существует такой напиток как набиз. В наши дни у некоторых возникает вопрос, можно ли его употреблять или брать омовение набизом, потому что Посланник Аллаха ﷺ любил этот напиток, пил его. В некоторых источниках приводится, что его очень любил и ‘Умар. Но что такое набиз? Раньше его готовили, кидая финики в воду и оставляя в таком виде их под солнцем, это можно сравнить с сегодняшним квасом или вообще компотом. То есть набиз не опьянял, хоть там и начинался процесс, похожий на брожение. Но со временем смысл этого слова поменялся.
Некоторые современные арабы могут воспринимать набиз как водку, сделанную из фиников, спиртной напиток, запрещенный единогласно. Поэтому возникает опасность смуты: если ‘Умар радыяллаху ‘анху любил пить набиз, почему мне нельзя?
Так вот, говоря о «джаураб», если они соответствуют условиям ичигов, не пропускают воду, в них можно пройти расстояние примерно 2 мили, то на них можно делать масх.
Есть также носки, которые были проверены и одобрены учеными, они сделаны из современных материалов, и, хоть и не кожаные, по всем критериям соответствуют ичигам. Обычных капроновых, легких носков это не касается. Ученые всех четырех мазхабов запрещают делать на них масх.
Верующие, которые практикуют протирание на простые носки, должны знать, что они читают намаз без тахарата, то есть их намаз не действителен.
Условие, при котором после снятия ичигов нужно совершить омовение заново
Фото: hikrcn/ shutterstock.com
Редакция ИД «Хузур»