Понятие “йога” возникло в Южной Азии и в широком смысле означает совокупность духовных, психических и физических практик, которые существуют в разных направлениях индуизма и буддизма. Йога направлена на управление психическими и физиологическими функциями организма якобы для достижения возвышенного духовного и психического состояния.
Если даже люди вначале занимаются йогой, рассматривая ее лишь как один из видов спорта, то со временем многие начинают воспринимать ее как духовно-философское учение. Необходимо сразу отметить, что эта практика не является учением, основанным на каком-либо религиозном писании (источнике), а является совокупностью опыта, собранного людьми на протяжении долгого времени. Поскольку у йоги нет устойчивой религиозной основы, в конечном счете она не ведет человека ко Всевышнему.
Люди, практикующие йогу, думают, что духовно удовлетворили себя, однако через некоторое время внутри образуется пустота, и человек начинает испытывать депрессию. Доказательством этого являются многочисленные депрессии практикующих учителей йоги и конечная неудовлетворенность их последователей. Такие люди не способны достичь духовного равновесия, ибо душа и сердце могут удовлетвориться и возвыситься лишь поминая Всевышнего.
Человек может достичь духовного просветления при условии, что познает Творца и целью его жизни будет заслужить Его благоволение. В противном случае, если человек даже приобретет какие-то духовные способности, они смогут его удовлетворять лишь временно. Потому что познание Всевышнего — это величайшая цель человека. Наши сердца, души и чувства могут развиваться лишь ощущая существование Бога.
Все аспекты, на которые нацелены практикующие йогу, не связаны со Всевышним, и в этом изначально скрыта большая опасность. Йога, например, в отличие от тасаввуфа, не ставит цель преодолевать духовные преграды для достижения Всевышнего. Ее цель - заставить душу возвыситься до определенного уровня, выйти за пределы материи, и, подчинив тело своей душе, слиться с высшим духом, который более известен как универсальный дух (хотя точно неизвестно, что под ним подразумевается).
Даже если принять во внимание то, что во Вселенной есть универсальный дух или у всего есть своя уникальная душа, этот дух и души отделены от Всевышнего. Это утверждение йоги само по себе является тупиковым. Здесь кроется самое большое отличие между подходами в тасаввуфе и идеями в йоге. В йоге душа не связана с Творцом, она воспринимается как нечто самостоятельное. А в практиках тасаввуфа, душа полностью исходит от Аллаха, и поддерживает с Ним связь.
Если даже некоторые методы йоги схожи с некоторыми практиками в тасаввуфе, однако, как мы уже отметили, йога имеет совершенно другие цели. Поэтому йога не способна дать человеку даже один процент того, что дает тасаввуф. Не говоря уже о том, что человек из-за йоги может потерять многое и стать игрушкой для джиннов и шайтанов. Ибо, когда человек начинает выходить за пределы материи, нематериальный мир может вскружить ему голову.
Думая, что поднимается в высь, он на самом деле падает в пропасть гордыни и высокомерия, думая, что душа развивается, он на самом деле становится рабом своего нафса. Баланс между телом и душой уже давно нарушен, но человек пытается подавить в себе осознание этого факта мыслями о том, что по сравнению с другими людьми он находится на особом месте. Это продолжается до определенного момента, пока человеческий механизм не дает окончательный сбой.
Мусульманин ни в коем случае не нуждается в практиках и методах йоги. Потому что в Исламе невозможно не найти тех практик, которые пытается предложить йога: обеспечение духовного спокойствия и равновесия, совершенствование души и сердца, развитие тела через спорт.
Ислам — это установленная Всевышним система, которая радует человека во всех аспектах жизни: и материальных, и духовных. Она учит поклоняться Аллаху, чтобы это счастье продолжилось и после смерти. В течение четырнадцати столетий нет примеров, чтобы человек, познакомившись с Исламом и, приняв его, затем будучи неудовлетворенным, переходил в другие религии. Если и есть, то очень мало.
Переходили в другие веры либо по причине принуждения, либо не смогли познать Ислам, либо неправильно поняли суть Ислама. Однако огромное количество примеров того, как люди неудовлетворенные мирской жизнью, в поисках своего счастья, сталкиваются с Исламом, и находят в нем путь к Вечности.
В каждом поклонении, которому Ислам учит своих последователей, есть аспекты, которые совершенствуют душу и тело человека. Потому что Ислам рассматривает человека в целом и удовлетворяет его во всех аспектах.
Например, намаз - величайшее поклонение Всевышнему. Воистину, каждый верующий, совершающий намаз, предстанет перед Аллахом без посредника и раскрывает Ему свою душу, просит о помощи. Если человек совершает намаз в полной концентрации и с ощущением того, что предстал перед Творцом, то он несомненно почувствует духовную связь и непередаваемое ощущение наслаждения.
Это наслаждение невозможно почувствовать в каком-либо другом месте. Потому что, во-первых, он совершает намаз как поклонение, а во-вторых, в его целях присутствует Аллах и Его согласие. Вот эти два аспекта делают мусульманина отличным от других, и не оставляют необходимости в других практиках. У тех, кто прибегает к йоге и схожим практикам, нет этих двух аспектов. Они совершают свои действия ни с целью поклонения, ни с целью получения благоволения Аллаха.
Все заключается в том, чтобы развивать душу для единения с другой душой (духом); достичь удовлетворения, раскрыв потенциал, заложенный в душе; и одновременно заниматься спортом, развивая свое тело и т. д. В нашем понимании йога не сможет удовлетворить душу. Как мы уже отмечали ранее, душа человека неразрывна с Аллахом, ибо Всевышний вдохнул в человека от своего Духа.
“[Всевышний] вдохнул в него [человека] от Своего духа” [Сура ас-Саджда 32:9].
Что же касается тех, кто занимаются йогой, рассматривая ее лишь как один из видов спорта, а не духовно-философское учение, находятся в зоне риска. Необходимо быть предельно осторожными и при возможности отойти от таких методов и практик, перейти к другим видам спорта, которые хорошо влияют на организм человека и не несут в себе риска для души.
Иначе, развивая свое тело, мы можем забыть о нашей душе. А это может привести не только к кризису в настоящей жизни, но загубить нашу Вечную жизнь.
Islam-today
Также по этой теме читайте:
Пиявки, гомеопатия и йога: нетрадиционная медицина с точки зрения ислама
Ученые обнаружили еще одну пользу намаза для здоровья