Переселение пророка Мухаммада (с.а.с.) из Мекки в Медину является переломным моментом в истории ислама. Между переселенцами (мухаджиры) и приютившими их жителями Медины (ансары) сложились тесные братские отношения, построенные на искренности и взаимопомощи. Согласно повелению Пророка (с.а.с.), 186 семей мухаджиров и ансаров были объявлены побратимами. Между ними установились настолько крепкие отношения, что до ниспослания аятов связанных с правилами наследования, они наследовали имущество друг друга.
Это сделало мусульман еще более сильными перед различными внешними врагами. Однако такое положение дел стало беспокоить лицемеров (мунафиков). Им не нравилось, что все мусульмане в Медине сплотились вокруг мечети Пророка (с.а.с.). Поэтому, чтобы внести раздор между мусульманами и плести против них интриги, ими была построена другая мечеть.
В то время мусульмане совершали намазы в двух мечетях: мечети Пророка (с.а.с.), расположенной в самой Медине и мечети Куба, расположенной недалеко от Медины. Считается, что идея строительства третьей мечети принадлежит Абу Амиру ар-Рахибу. Этот человек еще во времена джахилии принял христианство. В битвах при Бадре и Ухуде он воевал на стороне мекканцев и всячески пытался настроить мединцев против мусульман. После усиления мусульман он был вынужден бежать в Сирию. Абу Амир был близким родственником Абдуллаха ибн Убая, который являлся предводителем лицемеров в Медине. Абу Амир велел ему построить мечеть, которая вошла в историю под названием мечеть Дирар (мечеть раздора). Согласно исследованиям, мечеть Дирар находилась недалеко от мечети Куба.
Абу Амир и его люди не проявляли лояльности и уважения к исламу, и их намерение состояло не в том, чтобы построить мечеть для поклонения, а в том, чтобы использовать ее против мусульман. Они построили эту мечеть, чтобы внести раскол в ряды мусульман, одновременно она должна была стать местом планирования разных козней против мусульман.
Когда эта мечеть была построена, к Пророку (с.а.с.) пришла делегация из пяти лицемеров, чтобы пригласить его совершить в ней намаз. В то время посланник Аллаха (с.а.с.) находился вне города в местечке Зуаван и вместе с другими мусульманами готовился к походу на Табук. Они рассказали Пророку (с.а.с.), что построили мечеть для того, чтобы она была пристанищем для людей в дождливую и холодную погоду, а также, чтобы в ней могли совершать намазы люди с ограниченными возможностями и больные люди. Они просили посланника Аллаха (с.а.с.) совершить вместе с ними намаз в новой мечети. Пророк (с.а.с) принял их приглашение и пообещал сделать это после возвращения из похода.
Когда после окончания похода на Табук Пророк (с.а.с) снова остановился в местечке Зуаван, к нему опять пришла делегация из лицемеров с предложением посетить их мечеть для намаза. В тот самый момент, чтобы раскрыть истинные намерения этих людей, Всевышний ниспослал Пророку (с.а.с) следующий аят:
«И те, которые построили мечеть, чтобы навредить, укрепить неверие, разделить верующих и построить опорный пункт для тех, кто давно воюет против Аллаха и Его Посланника, — они обязательно станут клясться: «Мы хотели этим только добра». Но Аллах свидетельствует, что они лгут» («Ат-Тауба», 107).
Таким образом в этом аяте Всевышний указал Пророку (с.а.с.) на истинные цели лицемеров. В следующем аяте Всевышний повелел никогда не совершать в ней намаз, так как это место не заслуживало того, чтобы в ней совершались намазы:
«Никогда не совершай в ней намаз. Ведь мечеть, основанная на богобоязненности с первого дня, больше заслуживает того, чтобы ты совершал в ней намазы. В ней — мужчины, которые любят очищаться. И Аллах любит очищающихся» («Ат-Тауба», 108).
Вернувшись в Медину, Пророк (с.а.с.) велел Асиму ибн Ади аль-Аджлани и Малику ибн Духшуму ас-Салими разрушить мечеть Дирар. Ближе к ночи мечеть была сожжена и разрушена. На следующий день, увидев разрушенную мечеть, лицемеры поняли, что Всевышний раскрыл Пророку (с.а.с.) их истинные замыслы.