Люди не ангелы: почему человеку нельзя быть безгрешным?
Грех обозначен в религии и естестве человека, как нечто плохое, тёмное, то, чего следует избегать. Он вызывает чувство неприязни, отталкивает и омрачает моральный облик людей. Из-за склонности к грехам становится очевидным их несовершенство. Значит, чтобы совершенствоваться, человеку необходимо прилагать определённые усилия в старании избавиться от плохих качеств. Потому жизнь верующего практически строится на основе этих стараний, стимулом которых является богобоязненность.
Но почему не существует безгрешных людей?
В Коране Всевышний повествует о том, что в склонности Его рабов к греху есть мудрость, о которой неизвестно ангелам, но ведомо Ему: «Вот твой Господь сказал ангелам: «Я установлю на земле наместника». Они спросили: «Неужели Ты поселишь там того, кто будет распространять нечестие и проливать кровь, тогда как мы прославляем Тебя хвалой и освящаем Тебя?». Он ответил: «Воистину, Я знаю то, чего вы не знаете» (Бакара, 30).
Аллах пожелал создать творение, которое будет осознанно вести борьбу со своими страстями ради достижения Его довольства. Самостоятельно стремиться к благому, ища поддержки Создателя. То есть для борьбы необходимо препятствие – страсти. И они заведомо вложены в человека. Ангелы же не имеют такого выбора. Их природа заключается в исключительном повиновении, что, несомненно, проще. Ноша человека очень тяжела, поэтому и награда за неё самая высокая: Лик Аллаха и вечная, безмятежная жизнь в райских садах.
Всевышний оказал людям поддержку, послав руководство о том, к чему и как им следует стремиться для достижения цели. Из его текстов ясно, что Господь не ждёт от своих рабов «ангельской» безупречности. Наоборот, человек будет ошибаться, грешить, забывать что-то, но главное, он не должен оставлять борьбу, отдаваясь грехам. Его совесть должна быть живой, а сердце жаждать идти вперёд к цели. Об этом говорит ему его Создатель: «Скажи Моим рабам, которые излишествовали во вред самим себе: «Не отчаивайтесь в милости Аллаха. Воистину, Аллах прощает грехи полностью, ибо Он – Прощающий, Милосердный» (аз-Зумар, 53).
Почему важно скрывать свои грехи?
Этот хадис внушает верующему великую надежду быть прощённым Всевышним. Человек создан слабым, изменчивым и ошибающимся. Поэтому он всегда нуждается в нисхождении. Однако, условием для его получения является осознание этой нужды самим рабом...
Отчаяние – тоже грех, неподобающий верующему, ибо означает утрату веры, надежды на милость Милостивого. И Всевышний противопоставляет ему покаяние: «Покаявшийся в грехе и отказавшийся от его совершения подобен тому, кто вовсе не совершал этого греха» (Ибн Маджа, 4250).
То есть искреннее стремление раба к прощению Аллаха, к Его благосклонности, наилучшим образом проявляется в акте покаяния. Это очень дорого перед Всевышним, что посланник Аллаха ﷺ однажды сказал: «Если бы вы не грешили, то Аллах обязательно сотворил бы творения, которые стали бы совершать грехи, а затем просили бы прощения (каялись), и Он прощал бы их!» (Ахмад, Муслим, Тирмизи). Так же он ﷺ сказал: «Все сыны Адама ошибаются, а лучшими из ошибающихся, являются кающиеся» (Тирмизи, 2499; Ибн Маджа, 4251).
Человеку велено держаться границ дозволенного, но как бы он ни старался, ошибок не избежать. Будут грехи, совершённые случайно, по неведению, он может задеть чьи-либо права (даже право муравья, случайно придавленного ногой!) и прочее. И уж возможно ли достичь такого поклонения, которое будет абсолютно достойным великого Аллаха?!
Посему грех и покаяние есть путь борьбы человека. Это Творцом заложенный в него смысл. Не безгрешность является целью раба, а осознание своей немощности, проявляющееся в искреннем покаянии. Идя к Создателю с полным любви и веры сердцем, человек, вставая, после каждого падения, доказывает Ему серьёзность, чистоту своего намерения и чувств. Проявляет свою истинную сущность. И ведь именно этого желает Господь:
«Мы, воистину, будем испытывать вас, пока не станут известны (проявив в делах свои суть и устремления) усидчивые (покорные, не бунтующие) и терпеливые» (Мухаммад, 31).
"Тому, кто в пятницу повторит эти слова 3 раза, Аллах простит грехи"
Сегодня мы хотели бы вам рассказать о молитве, которую Пророк (мир ему) рекомендовал читать именно в пятницу.
Айна Замаева
Читайте также:
-
Почему Ислам запрещает насмехательство?
Привычка насмехаться над другими появляется у человека, когда он начинает считать себя выше остальных. А дальше он уже доходит до того, что смотрит на всех свысока, других ни во что не ставит. Коран же объявляет всех верующих братьями и запрещает любые высказывания и поступки, способные нанести вред этому братству. Любитель насмешек проявляет высокомерие и гордыню и своими действиями обижает и оскорбляет своего брата-мусульманина. И гордыня, и унижение других являются запретными, харамом. Оба эти зла в результате приводят к ослаблению братских уз в исламском обществе. Тем более, что вместе с обидой во взаимоотношения людей примешиваются ненависть и враждебность
-
Видео дня: Что бывает, когда мусульманам в Канаде угрожает опасность?
Социальный эксперимент, проведенный двумя молодыми канадцами показал, что, зачастую, исламофобия - это исключение, нежели правило.
-
Месяц, в котором Пророк (мир ему) увидел Рай и Ад
На каждом небе он встречал приветствующих его пророков, а затем говорил с Аллахом без преград. В эту чудесную ночь Всевышний возложил на мусульман обязательный (фарз) ежедневный пятикратный намаз.
-
Что делать, если нет возможности совершать намаз на работе?
Многие мусульмане сталкиваются с такой проблемой отсутствия специально отведенных для намаза мест на работе и мечети поблизости. И из-за этого им приходится пропускать молитвы и восполняют пропущенный намаз дома. И пока нет возможности сменить работу. Такие мусульмане задаются вопросом, если нет возможности молиться на работе, могут ли они восполнить их по возвращении домой
-
3 дуа, которые Пророк Мухаммад (ﷺ) совершал по ночам
Известно, что посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) вставал в последнюю треть ночи, и совершал нафиль-намаза известный под названием тахаджуд. Для него этот намаз был ваджибом, а для его общины этот намаз стал сунной.
-
Как совершать праздничный намаз?
Намаз в день праздника Курбан-байрам совершается как обычно, в два ракаата, с единственным добавлением...
-
Родственные связи подвешены к трону
Кагб аль-Ахбар сказал: «Клянусь тем, кто открыл путь в реке Нил для пророка Мусы (мир ему) и бани Исраиль, поистине, в Торе было написано: «Бойся Аллаха, делай добро родителям, поддерживай связь с родственниками, твоя жизнь продлится, работа облегчится, а трудности минуют тебя». Поистине, Аллах в Своей Книге во многих местах повелевает поддерживать связь с родственниками. Он сказал: «Бойтесь и чтите Аллаха, у которого просите помощи во всех делах ваших и именем которого вы друг друга упрашиваете,чтите родственные связи и храните их, не разрывайте их, близкие и далекие» («Ан-Ниса», 1 аят).
-
Поощрял ли Пророк ﷺ ревность?
Мужчина, оберегая свою жену или сестру, не желает, чтобы другие мужчины смотрели на них. Но можно ли ревновать свою жену по исламу?