Люди не ангелы: почему человеку нельзя быть безгрешным?
Грех обозначен в религии и естестве человека, как нечто плохое, тёмное, то, чего следует избегать. Он вызывает чувство неприязни, отталкивает и омрачает моральный облик людей. Из-за склонности к грехам становится очевидным их несовершенство. Значит, чтобы совершенствоваться, человеку необходимо прилагать определённые усилия в старании избавиться от плохих качеств. Потому жизнь верующего практически строится на основе этих стараний, стимулом которых является богобоязненность.
Но почему не существует безгрешных людей?
В Коране Всевышний повествует о том, что в склонности Его рабов к греху есть мудрость, о которой неизвестно ангелам, но ведомо Ему: «Вот твой Господь сказал ангелам: «Я установлю на земле наместника». Они спросили: «Неужели Ты поселишь там того, кто будет распространять нечестие и проливать кровь, тогда как мы прославляем Тебя хвалой и освящаем Тебя?». Он ответил: «Воистину, Я знаю то, чего вы не знаете» (Бакара, 30).
Аллах пожелал создать творение, которое будет осознанно вести борьбу со своими страстями ради достижения Его довольства. Самостоятельно стремиться к благому, ища поддержки Создателя. То есть для борьбы необходимо препятствие – страсти. И они заведомо вложены в человека. Ангелы же не имеют такого выбора. Их природа заключается в исключительном повиновении, что, несомненно, проще. Ноша человека очень тяжела, поэтому и награда за неё самая высокая: Лик Аллаха и вечная, безмятежная жизнь в райских садах.
Всевышний оказал людям поддержку, послав руководство о том, к чему и как им следует стремиться для достижения цели. Из его текстов ясно, что Господь не ждёт от своих рабов «ангельской» безупречности. Наоборот, человек будет ошибаться, грешить, забывать что-то, но главное, он не должен оставлять борьбу, отдаваясь грехам. Его совесть должна быть живой, а сердце жаждать идти вперёд к цели. Об этом говорит ему его Создатель: «Скажи Моим рабам, которые излишествовали во вред самим себе: «Не отчаивайтесь в милости Аллаха. Воистину, Аллах прощает грехи полностью, ибо Он – Прощающий, Милосердный» (аз-Зумар, 53).
Почему важно скрывать свои грехи?
Этот хадис внушает верующему великую надежду быть прощённым Всевышним. Человек создан слабым, изменчивым и ошибающимся. Поэтому он всегда нуждается в нисхождении. Однако, условием для его получения является осознание этой нужды самим рабом...
Отчаяние – тоже грех, неподобающий верующему, ибо означает утрату веры, надежды на милость Милостивого. И Всевышний противопоставляет ему покаяние: «Покаявшийся в грехе и отказавшийся от его совершения подобен тому, кто вовсе не совершал этого греха» (Ибн Маджа, 4250).
То есть искреннее стремление раба к прощению Аллаха, к Его благосклонности, наилучшим образом проявляется в акте покаяния. Это очень дорого перед Всевышним, что посланник Аллаха ﷺ однажды сказал: «Если бы вы не грешили, то Аллах обязательно сотворил бы творения, которые стали бы совершать грехи, а затем просили бы прощения (каялись), и Он прощал бы их!» (Ахмад, Муслим, Тирмизи). Так же он ﷺ сказал: «Все сыны Адама ошибаются, а лучшими из ошибающихся, являются кающиеся» (Тирмизи, 2499; Ибн Маджа, 4251).
Человеку велено держаться границ дозволенного, но как бы он ни старался, ошибок не избежать. Будут грехи, совершённые случайно, по неведению, он может задеть чьи-либо права (даже право муравья, случайно придавленного ногой!) и прочее. И уж возможно ли достичь такого поклонения, которое будет абсолютно достойным великого Аллаха?!
Посему грех и покаяние есть путь борьбы человека. Это Творцом заложенный в него смысл. Не безгрешность является целью раба, а осознание своей немощности, проявляющееся в искреннем покаянии. Идя к Создателю с полным любви и веры сердцем, человек, вставая, после каждого падения, доказывает Ему серьёзность, чистоту своего намерения и чувств. Проявляет свою истинную сущность. И ведь именно этого желает Господь:
«Мы, воистину, будем испытывать вас, пока не станут известны (проявив в делах свои суть и устремления) усидчивые (покорные, не бунтующие) и терпеливые» (Мухаммад, 31).
"Тому, кто в пятницу повторит эти слова 3 раза, Аллах простит грехи"
Сегодня мы хотели бы вам рассказать о молитве, которую Пророк (мир ему) рекомендовал читать именно в пятницу.
Айна Замаева
Читайте также:
-
Совершение намаза мужчинами и женщинами в одном ряду
Если джамаат состоит из мужчин и женщин, за имамом сначала становятся мужчины, затем дети мужского пола, и за ними – женщины. Следование этому предписанию для мужчин и детей мужского пола является сунной, для женщин – фардом
-
Мои родные хотят женить меня на девушке из моего народа, а я люблю новообращенную русскую мусульманку. Как мне поступить?
В моей жизни случилась такая ситуация. Сам я родом из Дагестана, приехал в Центральную Россию на заработки. Здесь познакомился с русской девушкой...
-
Что отвлекает нас от поминания Всевышнего?
Всевышний Аллах повелевает нам, чтобы наше имущество и наши дети не отвлекали нас от зикра, от поминания Аллаха. Для лучшего понимания данного аята вначале нужно ответить на вопрос, что здесь подразумевается под зикром, поминанием Аллаха. Поминание Аллаха, зикр означает упоминать о нем такими словами и выражениями, как Аллаху акбар (такбир), ла илахе иллиллах (тахлил), субханаллах (тасбих), альхамдулиллах (тахмид). Аллаха поминают ради провозглашения Его величия и для достижения духовной зрелости.
-
Технические достижения, предсказанные в Священном Коране
В суре «Пчелы» есть аят, в котором говорится: «Он сотворил коней, мулов и ослов, чтобы вы ездили на них верхом и для украшения. Он творит также то, о чем вы не ведаете». (Коран; 16,8) В последнем предложении этого аята после упоминания животных...
-
"Талак!" как гром среди ясного неба
О том, что значит «талак», какой период идды и когда женщина может попросить развода, говорили в рамках очередного заседания мусульманского дискуссионного клуба в Галиевской мечети.
-
Дуа, которая восполнит любую нужду
Аллах Всевышний Создатель каждой вещи, и только по Его воле мы получаем или лишаемся чего-то. В любом своем желании, прося помощи у Аллаха, мы можем надеяться на лучший исход...
-
Заучиваем суру "Ан-Нас" в Рамадан (транскрипция+перевод)
Сегодня мы продолжим нашу постоянную рубрику и разберем последнюю, 114 суру Корана - «Ан-Нас» («Люди»), которая идет после суры «Аль-Фаляк» («Заря»).
-
Джаннат аль Фирдаус: почему верующие просят у Аллаха именно это?
«Рай состоит из ста степеней, каждая из которых равна расстоянию между небом и землей. Самая высокая степень – это степень Фирдаус».