Согласно имаму Мухаммаду и имаму Юсуфу рахимахумаллахи, саджда благодарности – действие, приближающее к Аллаху. Они говорили, что совершающий ее получит саваб.
Имам Шафи‘и рахимахуллахи говорит: Когда Аллах дарует Своему рабу какое-либо благо или отводит беду от его головы, раб совершает земной поклон в знак благодарности, и это, по-моему, хороший поступок.
Однако, если этот одиночный земной поклон совершается ради близости к Всевышнему, то не будет считаться актом поклонения, но вместе с тем не станет возбраняемым.
Саджда, совершаемая некоторыми людьми после каждого намаза и вошедшая у них в привычку, является макрухом. Увидев это, невежды могут посчитать такое действие ваджибом или сунной. Подобные невозбраняемые действия в некоторых случаях могут становиться крайне нежелательными.
В намазах читать одну и ту же суру или заранее определять, какую суру читать в каждом намазе, тоже является нежелательным.
Ученые разошлись во мнении относительно совершения одиночных земных поклонов, кроме саджда-и тиляват и саджда-и шукур. Некоторые говорили, что это является харамом, как и отдельно совершаемый руку‘. Некоторые же считали это не возбраняемым действием (мубах).
Читать намаз, словно видишь Аллаха...
После второго рака‘ата надо садиться на левую ногу, при этом пальцы правой ноги должны быть направлены в сторону кыблы. Руки с раскрытыми пальцами кладутся на колени в направлении кыблы. В шафи‘итском мазхабе средний палец, мизинец и безымянный палец должны быть согнуты, а указательный палец должен быть выпрямлен.
Когда во время дуа «Ат-тахият» доходят до слов «илляллах», указательный палец правой руки надо приподнять. Цель такого движения – указать на единственность Аллаха.
Имам Хильвани рахимахуллахи говорит: «Человек, читающий в намазе дуа «Ат-тахият», произнося «Ляя иляха», приподнимает указательный палец правой руки. Доходя до «илляллах», он опускает палец». Но, согласно некоторым, в намазе нельзя шевелить пальцами, ибо намаз предполагает полный покой и отсутствие лишних движений.
Кто поднимется с колен, никуда не опираясь руками, тот получит саваб такой величины, как расстояние между небом и землей.
Молящийся после заключительного ташаххуда признесет салават нашему Пророку ﷺ, прочтет дуа лично за себя и за всех верующих, прибегнет к защите Аллаха от мучений в Аду, от наказания в могиле, от предсмертных страданий, от бед и несчастий, от смуты Даджжаля.
В хадисе сказано: «Когда кто-либо из вас в намазе завершит ат-тахият, пусть попросит у Аллаха защиты от четырех и скажет так: «О Аллах! Я прошу у Тебя защиты от наказания Ада, от мучений в могиле, от смут жизни и смерти и от смуты мессии Даджжаля!»
Досточтимый ‘Али, ‘Абдуллах ибн ‘Аббас, Ибн Мас‘уд и Джабир радыяллаху ‘анхум спросили у нашего Пророка ﷺ о наилучшем салавате, читаемом после намаза. И он велел им произносить:
«Аллаахумма салли ‘аля Мухаммадин ва ‘аля али Мухаммад. Ва барик ‘аля Мухаммадин ва ‘аля али Мухаммад. Вархам Мухаммадан ва ‘аля али Мухаммад. Кама салляйта ва баракта ва тараххамта ‘аля Ибрахима ва ‘аля али Ибрахим филь ‘алямин. Раббана иннака хамидун маджид».
Если же будет задан вопрос: «Не заставляют ли слова «Кама салляйта ‘аля Ибрахима» думать о превосходстве Ибрахима ‘алейхис-салям, над нашим Пророком ﷺ, то имам Шафи‘и рахимахуллахи ответил на него так: «После слов «Аллаахумма салли ‘аля Мухаммадин» предложение заканчивается. После него идет предложение «ва ‘аля али Мухаммад». Сказано, что род Мухаммада как род Ибрахима. Понятие «род Ибрахима» включает в себя всех пророков, количество которых неизвестно, и всех людей. А между тем в род Мухаммада не входит ни один пророк, так как Мухаммад ﷺ – последний пророк. После него не приходил ни один пророк».
Такие действия людей сердят шайтана (ФОТО)
Равенство понятия, охватывающего только одного Пророка, с понятием, охватывающим множество пророков и людей, свидетельствует о превосходстве нашего пророка Мухаммада ﷺ. Или же можно сказать, что здесь сопоставляются два предложения. Среди ученых были разногласия относительно того, можно ли молиться за Пророка ﷺ словами «вархам Мухаммадан» (будь милостив к Мухаммаду). Более приемлема точка зрения о нежелательности произносить дуа подобным образом.
После салавата человек произносит дуа за себя, своих родителей и за всех верующих «Аллаахумма гъфирли вали валидаййа валь-му’минина валь-му’минат». Аллах, прости меня, моих родителей и всех верующих мужчин и женщин. При совершении приветствия в обе стороны надо поворачивать голову настолько, чтобы сзади стала видна белизна щек.
Из книги «Шир‘атуль Ислам. Ахляк и адабы Ислама»