Любовь к богатству будет харамом в том случае, если это богатство используется как средство достижения чего-то запретного.
В ином случае любовь к богатству не является харамом, однако является порицаемой чертой.
В одном из аятов Корана Аллах Всевышний говорит:
إِنَّمَا أَمْوَالُكُمْ وَأَوْلَادُكُمْ فِتْنَةٌ وَاللَّهُ عِندَهُ أَجْرٌ عَظِيمٌ
«Поистине, ваше имущество и ваши дети – искушение. А у Аллаха – великая награда» (ат-Тагабун 64/15).
В риваяте, переданном от Абдуррахмана ибн Ауфа (радыйаллаху анху) сообщается, что посланник Аллаха ﷺ говорил:
قَالَ الشَّيْطَانُ لَنْ يَسْلِمَ مِنِّي صَاحِبُ الْمَالِ مِنْ اِحْدَي ثَلَاثٍ أَغْدُو عَلَيْهِ بِهِنَّ وَ أَرْوَحُ أَخْذُهُ مِنْ غَيْرِ حِلَّهِ وَ اِنْفَاقُهُ فِي غَيْرِ حَقِّهِ وَ أُحَبِّبُهُ اِلَيْهِ فَيَمْنَعُهُ مِنْ حَقِّهِ
«Шайтан сказал: «Обладатель богатства не спасется от меня, не понеся одного из трех видов вреда. Утром и вечером я буду досаждать ему этими тремя вещами: подтолкну его к заработку запретным путем; подтолкну его к тому, чтобы он расходовал свое богатство на запретное; и заставлю его так сильно полюбить богатство, что он не сможет тратить его на то, на что нужно (не будет выплачивать закят и садака)» (Таберани, Муджамуль-Кябир, 1/136 (№ 288); Хайсами, Маджмауз-Заваид, 10/427 (№ 17797).
Это интересно: Деньги в исламе
В риваяте, переданном от Абу Хурайры (радыйаллаху анху) сообщается, что посланник Аллаха ﷺ говорил:
لُعِنَ عَبْدُ الدِّينَارِ لُعِنَ عَبْدُ الدِّرْهَمِ
«Проклят раб динара (золота) и проклят раб дирхема (серебра)» (Тирмизи, Зюхд, 42).
Каб (радыйаллаху анху) рассказывал: «Я слышал, как посланник Аллаха ﷺ говорил:
اِنَّ لِكُلِّ أُمَّةٍ فِتْنَةٌ وَ اِنَّ فِتْنَةَ أُمَّتِي الْمَالُ
«Для каждой общины есть своя фитна (смута), и поистине, фитной (смутой) для моей общины является богатство» (Тирмизи, Зюхд, 26).
Существует три причины по которым человек любит богатство:
1) Любовь к своим детям и родственникам:
Средством исцеления от этого является необходимость постоянно помнить о том, что Тот, кто сотворил их, сотворил и их удел тоже. Сколько есть детей, не получивших от своих отцов никакого наследства, но чье положение гораздо лучше тех, кто получил наследство.
Если дети и родственники являются богобоязненными людьми, то им достаточно Аллаха Всевышнего. Если же они грешники, то богатство человека лишь будет способствовать совершению ими новых грехов. Если наследодатель твердо знает об этом или предполагает подобное, то грех ляжет и на него.
2) Получение наслаждения от наличия богатства (денег) и осознания того, что человек может позволить себе все, что захочет:
При этом нафс (эго) человека не позволяет ему расходовать свое богатство ни на еду, ни на садака. Это — болезнь сердца, и чем человек старше, тем труднее исцелиться от этого недуга.
Если человек захочет принять это лечение, то лекарством от этого недуга является глубокое размышление над аятами и хадисами, в которых порицается жадность и алчность. У человека должно возникнуть отвращение к этим порокам, он должен знать о том зле и бедствиях, которые они порождают.
Необходимо как можно чаще читать аяты и хадисы в которых говорится о щедрости и воздержанности, и принуждать свой нафс (эго) к расходованию имущества на благие цели, пока это не станет привычкой.
3) Любовь к наслаждениям и плотским желаниям, достичь которых можно лишь посредством материального благосостояния, и которые обобщенно именуются любовью к мирской жизни.
Имам Биргиви «Тарикату Мухаммадиййа»