«Куда бы вы ни повернулись, там кибла...»
وَلِلّهِ الْمَشْرِقُ وَالْمَغْرِبُ فَأَيْنَمَا تُوَلُّواْ فَثَمَّ وَجْهُ اللّهِ إِنَّ اللّهَ وَاسِعٌ عَلِيمٌ (115)
«Аллаху принадлежат и восток, и запад. Куда бы вы ни повернулись (при совершении намаза), там кибла Аллаха (которой Он доволен). Поистине, Аллах – Всеохватывающий, Знающий (намерения и поступки каждого)» (Бакара, 115).
В риваяте, переданном от Амира ибн Рабиа, сообщается: «Однажды темной ночью мы были вместе с посланником Аллаха ﷺ. Мы не могли определить, где находится кибла, поэтому каждый совершал намаз, исходя из собственного мнения. Когда же настало утро, об этом рассказали посланнику Аллаха ﷺ. И тогда был ниспослан этот аят» [Тирмизи, Тафсируль-Куръан, 2/3, хадис № 2957].
Тирмизи упоминал о том, что данный хадис является «гарибом», так как Ашас один из передатчиков этого хадиса является слабым рави (передатчик хадисов – прим. ред.).
Какой аят Аллах ниспослал разрушителям мечетей?
«Иудеи сказали: «Христиане не на истинном пути». А христиане сказали: «Иудеи не на истинном пути». Все они читают (каждый свою) Книгу. И невежды (язычники) сказали похожее (про мусульман). В Судный день Аллах рассудит их в том, в чем они расходились»
В другом риваяте, также переданным Тирмизи, но уже от Ибн Умара, сообщается, что данный аят был ниспослан по поводу совершения намаза сидя верхом на верховом животном. В этом хадисе говорится:
«Когда посланник Аллаха ﷺ переселялся из Мекки в Медину, то он совершал нафиль-намазы сидя верхом на своем животном, в какую бы сторону оно не поворачивалось. И вот по этому поводу был ниспослан аят «Аллаху принадлежат и восток, и запад. Куда бы вы ни повернулись...» [Тирмизи, Тафсируль-Куръан, 2/4, хадис № 2958].
Тирмизи указывал, что данный хадис хасан-сахих. Этот же риваят был передан Муслимом так же от Ибн Умара [Муслим, Мусафирин, 33, 37].
Также было сказано, что одна группа людей ночью не могла определить направление на киблу, и поэтому все совершали намаз в разные стороны. Когда же настало утро, то людям стало понятно, что люди совершали намаз не в ту сторону, но это являлось уважительной причиной [Абдуллах ибн Ахмад ан-Насафи, Мадарикут-Танзиль ва Хакаикут-Тавиль, 1/120].
Катада говорил: «Аят «Куда бы вы ни повернулись (при совершении намаза), там кыбла Аллаха (которой Он доволен)...» был ниспослан в отношении Наджаши.
Когда Наджаши умер, посланник Аллаха ﷺ позвал всех жителей Медины выйти за ее пределы для совершения джаназа-намаза по нему.
Люди сказали: «Как мы можем совершать джаназа-намаз по тому человеку, который совершал намаз в другую сторону от нашей киблы?!».
Король Эфиопии Наджаши, имя которого на арабском звучало как Атиййа, совершал намаз в сторону Бейтуль-Макдис, а к тому времени, когда он умер, мусульмане уже совершали намаз в сторону Каабы. В связи с этим и был ниспослан этот аят.
Джаназа-намаз по Наджаши состоялся в девятом году хиджры [Абу Абдуллах Мухаммад ибн Ахмад аль-Куртуби, аль-Джамиу ли Ахкамиль-Куръан, 2/56].
В риваяте, переданном от Ибн Аббаса, сообщается, что о смерти Наджаши посланнику Аллаха ﷺ сообщил Джибриль, а совершение по нему джаназа-намаза было приказано Аллахом Всевышним, и приводятся детали этого [Аль-Вахиди, Асбабун-Нузуль, стр. 31].
Для чего многобожники просили Пророка ﷺ показать им чудо?
«Или же вы (язычники) хотите (из упрямства) попросить вашего посланника (превратить холм Сафа в золото), как прежде они (иудеи) просили Мусу (показать им Аллаха)? Кто променяет веру на неверие (сочтя ложью явленные ему знамения и прося иного), тот, несомненно, собьется с прямого пути»
В соответствии с четвертым мнением аят «Куда бы вы ни повернулись (при совершении намаза), там кибла Аллаха (которой Он доволен)...» был ниспослан в год Худайбийи вместе с аятом «Кто же более несправедлив, чем препятствующий поминанию в мечетях Аллаха Его имени, и стремящийся разрушить их?», когда многобожники отказались пустить мусульман в Мекку [Абу Абдуллах Мухаммад ибн Ахмад аль-Куртуби, аль-Джамиу ли Ахкамиль-Куръан, 2/57].
В отличие от вышеприведенных риваятов, в риваяте, переданном от Джурайджа сообщается, что когда был ниспослан аят «Ваш Господь сказал: «Взывайте ко Мне, и Я отвечу вам. Воистину, те, которые превозносятся над поклонением Мне, войдут в Геенну униженными» [Гафир 40/60], люди спросили: «В какую сторону нам обращаться с нашими мольбами?». Тогда и был ниспослан аят «Куда бы вы ни повернулись (при совершении намаза), там кыбла Аллаха (которой Он доволен)...» [Табери, Джамиуль-Байан, 1/402; 2/93].
Все фото: shutterstock.com.
Читайте также:
-
Видеть страшные сны в месяц Рамадан. С чем это связано?
Шайтаны закованы в цепи в месяц Рамадан, а с чем связаны плохие страшные сны в этот месяц? в прошлом году в месяц Рамадан , я почти каждый день видела неприятные сны, мертвых детей, или избиения, а в один из ночей ко мне явился (мне так показалось, джинн в облике человека)
-
Что такое обращение к умершим, дозволено ли оно?
Это вопрос так называемых тавассуля и истигасы. Тавассуль – это когда мы просим у Аллаха что-то посредством уровня или праведности какого-то человека (пророка или праведника), а истигаса – это обращение к умершему праведнику с просьбой сделать для нас дуа (потому что мы считаем, что из-за его заслуг перед Всевышним его дуа принимается быстрее нашего)
-
Я приняла Ислам, скрываю это от родителей, читаю молитву в ванной
Я новообращённая в Исламе. Живу с родителями, скрывая религию. Молиться приходится в ванной, но в последнее время члены семьи отвлекают меня всё чаще и чаще. Бывало, я по три раза начинала читать намаз, и они меня постоянно звали, спрашивали о чём-то... так и не дочитывала намаз. Сейчас меня отвлекает чувство страха и беспокойство, что мне опять кто-то помешает или обнаружит за совершением молитвы. Эти плохие мысли мне мешают читать полноценный намаз. В последнее время появился страх даже начинать его читать. Могу ли я как-то возместить его другим образом?
-
Какое дуа является наилучшим?
Чтение в конце намаза дуа «Раббана атина…» после ат-тахията, салли и барик является сунной. Некоторые хадисы и предания относительно пользы прошения у Всевышнего Аллаха благосостояния в мирской и вечной жизни посредством чтения этого дуа, которая упоминается в 201-ом аяте суры «Аль-Бакара», приведены ниже:
Как передается от Анас Ибн Малика (да будет доволен им Аллах!), больше всего пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) читал следующее дуа: «Раббана атина фиддунья хасанатан ва филь ахирати хасанатан ва кына газабаннар. О, Аллах, Господь наш, одари нас добром в этом мире и добром в Последней жизни и защити нас от мучений в огне».
-
Стоит ли всегда и везде говорить правду?
Говорить, во что бы то ни стало правду, всегда и везде, является рискованным. Было бы очень полезным, прежде всего, подумать о результатах этого.
-
Увидев на Арше имя Пророка Мухаммада (мир ему), Адам захотел увидеть его...
Нур (свет) Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) находился на лбу Адама, а затем перешел в его указательный палец. Адам увидел этот свет, и подняв этот палец вверх, произнес шахаду. Таким образом, поднятие указательного пальца стало сунной. Затем Джибриль принес одно кольцо, и передал его Адаму. Адам попытался одеть его на указательный палец, но Джибриль сказал ему:
-
Увидев этого ангела, Пророк Мухаммад (мир ему) чуть не погиб
"Тот ангел был чрезвычайно неистовым и ужасным. Казалось, что из его глаз, огромных как мир, вот-вот вырвется пламя. Мне стало страшно от одного вида этого ангела. Если бы не милосердие Всевышнего, я мог там погибнуть".
-
Дуа, чтобы найти потерянную вещь
Иногда избежать недостатков или решить проблему мы можем, всего лишь полагаясь на Своего Создателя, совершая благое дуа. Не является исключением даже такие моменты, когда мы теряем какую-то вещь...