«Аллаху принадлежат и восток, и запад. Куда бы вы ни повернулись (при совершении намаза), там кибла Аллаха (которой Он доволен). Поистине, Аллах – Всеохватывающий, Знающий (намерения и поступки каждого)» (Бакара, 115).
В риваяте, переданном от Амира ибн Рабиа, сообщается: «Однажды темной ночью мы были вместе с посланником Аллаха ﷺ. Мы не могли определить, где находится кибла, поэтому каждый совершал намаз, исходя из собственного мнения. Когда же настало утро, об этом рассказали посланнику Аллаха ﷺ. И тогда был ниспослан этот аят» [Тирмизи, Тафсируль-Куръан, 2/3, хадис № 2957].
Тирмизи упоминал о том, что данный хадис является «гарибом», так как Ашас один из передатчиков этого хадиса является слабым рави (передатчик хадисов – прим. ред.).
В другом риваяте, также переданным Тирмизи, но уже от Ибн Умара, сообщается, что данный аят был ниспослан по поводу совершения намаза сидя верхом на верховом животном. В этом хадисе говорится:
«Когда посланник Аллаха ﷺ переселялся из Мекки в Медину, то он совершал нафиль-намазы сидя верхом на своем животном, в какую бы сторону оно не поворачивалось. И вот по этому поводу был ниспослан аят «Аллаху принадлежат и восток, и запад. Куда бы вы ни повернулись...» [Тирмизи, Тафсируль-Куръан, 2/4, хадис № 2958].
Тирмизи указывал, что данный хадис хасан-сахих. Этот же риваят был передан Муслимом так же от Ибн Умара [Муслим, Мусафирин, 33, 37].
Также было сказано, что одна группа людей ночью не могла определить направление на киблу, и поэтому все совершали намаз в разные стороны. Когда же настало утро, то людям стало понятно, что люди совершали намаз не в ту сторону, но это являлось уважительной причиной [Абдуллах ибн Ахмад ан-Насафи, Мадарикут-Танзиль ва Хакаикут-Тавиль, 1/120].
Катада говорил: «Аят «Куда бы вы ни повернулись (при совершении намаза), там кыбла Аллаха (которой Он доволен)...» был ниспослан в отношении Наджаши.
Когда Наджаши умер, посланник Аллаха ﷺ позвал всех жителей Медины выйти за ее пределы для совершения джаназа-намаза по нему.
Люди сказали: «Как мы можем совершать джаназа-намаз по тому человеку, который совершал намаз в другую сторону от нашей киблы?!».
Король Эфиопии Наджаши, имя которого на арабском звучало как Атиййа, совершал намаз в сторону Бейтуль-Макдис, а к тому времени, когда он умер, мусульмане уже совершали намаз в сторону Каабы. В связи с этим и был ниспослан этот аят.
Джаназа-намаз по Наджаши состоялся в девятом году хиджры [Абу Абдуллах Мухаммад ибн Ахмад аль-Куртуби, аль-Джамиу ли Ахкамиль-Куръан, 2/56].
В риваяте, переданном от Ибн Аббаса, сообщается, что о смерти Наджаши посланнику Аллаха ﷺ сообщил Джибриль, а совершение по нему джаназа-намаза было приказано Аллахом Всевышним, и приводятся детали этого [Аль-Вахиди, Асбабун-Нузуль, стр. 31].
В соответствии с четвертым мнением аят «Куда бы вы ни повернулись (при совершении намаза), там кибла Аллаха (которой Он доволен)...» был ниспослан в год Худайбийи вместе с аятом «Кто же более несправедлив, чем препятствующий поминанию в мечетях Аллаха Его имени, и стремящийся разрушить их?», когда многобожники отказались пустить мусульман в Мекку [Абу Абдуллах Мухаммад ибн Ахмад аль-Куртуби, аль-Джамиу ли Ахкамиль-Куръан, 2/57].
В отличие от вышеприведенных риваятов, в риваяте, переданном от Джурайджа сообщается, что когда был ниспослан аят «Ваш Господь сказал: «Взывайте ко Мне, и Я отвечу вам. Воистину, те, которые превозносятся над поклонением Мне, войдут в Геенну униженными» [Гафир 40/60], люди спросили: «В какую сторону нам обращаться с нашими мольбами?». Тогда и был ниспослан аят «Куда бы вы ни повернулись (при совершении намаза), там кыбла Аллаха (которой Он доволен)...» [Табери, Джамиуль-Байан, 1/402; 2/93].
Все фото: shutterstock.com.