«Та’лимату Корани» («Основы учения Корана») так называется книга богослова и педагога Шакирзяна хазрата Хамиди, изданная в 1908 году в казанской типографии братьев Каримовых. Улем в популярной для читателя форме дает толкование и объяснение избранных аятов Благородного Корана. Причем он основывается на ряд известных книг тафсиров, написанных на арабском языке.
Islam-today предлагает вниманию читателей некоторые главы из этой книги.
Аят: О, мусульмане! Если вы о чем-нибудь не знаете, то спросите об этом у ученых-улемов, которым ниспослана свыше Книга (Тора, Псалтырь, Евангелие) тех, кто сверяет свои деяния по ней.
Из данного аята следует, что мусульманам при затруднениях в познании и вынесении хукмов не возбраняется обращаться к людям, обладающим этими знаниями, здесь имеются в виду люди просвещенные - «калима хикма», то есть имеющие познания в «слове Божьем», о чем сказано в одном из хадисов. Если же среди мусульман нет такого человека, который бы ведал о том, когда наступает новый месяц, да к тому же нельзя лицезреть его на небосводе, естественно, мусульманам следует обратиться к человеку, знающему не зависимо от его вероисповедания, лишь бы этот человек обладал знаниями. В том случае, когда среди правоверных нельзя найти человека, который бы вел счет таким священным датам, какими являются наступления месяца Рамадан, Шавваль, Зульхиджа, конечно же, считается допустимым получить сведения у людей сведущих. В том случае, когда есть у кого спросить и правоверные, не поинтересовавшись у этого человека, совершают свои ритуалы, то они непременно впадают в грех.
Даже в том случае, когда не согласовывая и не посоветовавшись с ученым они не выходят за рамки дозволенного, все равно это считается безгрешным. К примеру, из книг, созданных улемами, известно, что некто, оказавшись в степи, попытается сам определить направление Киблы или спросить у кого-нибудь это, а в том случае когда рядом не окажется никого, этот человек предпримет действия по установлению Киблы и когда его внутреннее чувство подскажет ему хукм куда обратиться, он развернет свой молитвенный коврик и совершит намаз. Когда же после этого ему станет очевидным, что он неверно определил направление Киблы, то ему нет необходимости вновь перечитать намаз, и он не будет считаться грешным. Когда же этот человек, не предпринимая шагов по поиску направления Киблы, не спрашивая об этом и не советуясь с ближним, совершит намаз, то в случае неверно найденного направления будет грешником и ему непременно необходимо перечитать намаз. Потому каждому кто не знает что-либо должно интересоваться, спрашивать об этом и это считается обязательным!
В последнее время перед нами встает целый ряд вопросов, которые требуют ответов. Не находя ответа на них наши единоверцы вынуждены впадать в сомнения, вот примерный ход их рассуждений: «Такое не могло происходить и в прошлые времена, наши предки не сталкивались с такими вещами» и они воспринимают все новое как недозволенное – харам и выносят в связи с этим свой хукм.
Из вышеприведенного аята следует, что нашим единоверцам в подобных вопросах необходимо получать фетвы у улемов, когда же среди ученых наблюдается различные мнения и разные фетвы, то как сказано в хадисе «моя умма не объединена», улемам необходимо собраться вместе, обменяться мнениями и, рассмотрев этот вопрос всесторонне, принять такое решение, которое было бы полезно для мусульман.
На мире происходят разные значительные новые события. В связи с этим среди людей можно услышать различные мнения. Такие кривотолки иногда продолжаются, не прерываясь и пятнадцать и даже двадцать лет. Подобные негативные явления для нашей известной и широко распространенной веры - Ислама недопустимы и для того, чтобы впредь не допустить этого необходимо из среды наших достойных улемов избирать муфтиев, которые бы выступали с фетвами.
Islam-Today