Всевышний Аллах соизволил сказать:
«В месяц рамазан был ниспослан Коран (из Хранимой Скрижали на земное небо) - верное руководство для людей, ясные доказательства верного руководства и различение» (Сура «Бакара», аят 185).
Багави в своем тафсире пишет:
- Безусловно, рамазан - это название одного месяца. Тогда время поста совпало с очень жарким сезоном. И в такую жару народ держал пост, весь день не ели и не пили воды. Камни раскалились от зноя. Поскольку в этом месяце народ испытал большие трудности, месяц получил название рамазан (от слова захмат - трудность).
В Коране собраны суры, аяты, предания, повеления и запреты, обещания и угрозы, поэтому он получил название "Аль-Кур'ан", ибо основной смысл этого слова «собрание».
Ибн Аббас говорит так:
- В месяц рамазан, в ночь Предопределения, Священный Коран был ниспослан целиком и одним разом из Хранимой Скрижали в Бейт аль-Иззат (Дом достоинства), находящейся на земном небе. После этого Джибрил доставлял его по мере необходимости, аят за аятом. Вот таким образом, наш Пророк призывал к вере посредством Корана.
Согласно преданию, пророку Ибрахиму (а.с.) сухуфы были ниспосланы в самом начале рамазана. Пророк Муса (а.с.) получил Таурат на шестой день рамазана. На тринадцатый день того же месяца пророку Исе (а.с.) был ниспослан Инджиль. Коран был ниспослан нашему Пророку (мир ему) на двадцать четвертый день месяца рамазан.
Необходимо знать, что имеется полная ясность и общее согласие уммы в том, что Коран - это слово Аллаха и Его атрибут. Всевышний - мутакаллим, то есть способен говорить, и Калямуллах - один из Его сыйфатов. Здесь нет ничего невозможного. Тем более, что это приличествует тому совершенству, которое заключено в единственности Аллаха. Говорят, что не зря разброд в суждениях более поздних ученых обусловлен как раз нехваткой единства.
Вместе с тем, мы утверждаем, что калям (божественное слово) состоит из букв, то есть внешней формы, и смысла (внутреннего содержания). И оба они предвечные (кадим).
Согласно мутазиллитам, ашгаритам и ханбалитам, калям не является кадимом, поскольку состоит из отдельных частей, джузов. А любая вещь, состоящая из частей, является не извечным, сотворенным во времени.
Правда состоит в том, что калям имеет два значения, одно из них духовное, а другое - физическое. Когда мы говорим о слове Аллаха, то имеем в виду первое, духовное значение. Это и есть калям в прямом значении. И его словесное выражение, и его смысл постоянны и неизменны, неразрывно связаны с Аллахом.
Слово Аллаха записано в мусхафах и читается вслух. Его учат наизусть, и оно сохраняется в человеческой памяти. Но ничто из этого не может изменить или испортить духовного Слова. Чтение, письмо и заучивание наизусть - все это происходит со временем и находится вне сущности Аллаха. Чтение происходит во времени, а то, что читается - это извечно и неподвластно времени.
Мавляна говорит:
- Наш Пророк Мухаммад Мустафа соизволил сказать: «Коран - это слово Аллаха и не является махлюком, то есть сотворенным с течением времени. А кто утверждает, что Коран является сотворенным, тот в явном неверии, клянусь Аллахом».
В «Фахри Исламе» сказано:
- Имам А'зам и Имам Абу Йусуф в течении шести месяцев исследовали вопрос о том, сотворен ли Коран или же является кадимом. По окончании Имам Абу Йусуф заявил: «Знания Имама Абу Ханифы и мои познания привели нас к такому выводу: "Кто скажет, что Коран сотворен, тот неверующий"».
Некоторые исследователи говорили:
- Слово Аллаха - это несотворенное и неизменное содержание и оно сопоставимо вовсе не с его звуковым или буквенным выражением, а с другими атрибутами Аллаха. Данное утверждение соответствует тому, что изложено в хадисах, а также мнению имамов и муфассиров.
Будь осторожен и не воспринимай положительно, когда тебе говорят, что Коран - это поэтическая речь, ибо поэзия подразумевает сотворенность.
Из книги "Анваруль-ашикын"