Продолжаем публикацию уникального произведения эпохи Средневековья – «Каландар-наме». Его уникальность, в первую очередь, заключается в том, что это, по сути, единственное известное нам сегодня полноценное богословское сочинение, созданное в Золотой Орде.
Его автор – имам города Солхат (совр. Старый Крым) Абу Бакр Каландар, по мнению исследователей, был одним из приближенных богословов хана Узбека, при котором, как известно, ислам был провозглашен государственной религией Золотой Орды.
С публикацией этого труда мы получаем прекрасный исторический источник, который будет интересен исследователям религиозной жизни и истории как Золотой Орды, так и мусульманского Востока. В этом сочинении содержатся новые и неизвестные ранее науке сведения по истории ислама и суфизма.
Изучение данного сочинения, несомненно, приоткроет завесу тайны, долгое время покрывавшую культуру и образ жизни мусульманского населения Золотой Орды, а также его связи с различными регионами обширного мусульманского мира.
Глава 161. Разъяснение того, как тот проклятый (шайтан – прим. ред.) коварно поступил с пророком Нухом (мир ему!), когда посеял виноград и поливал его
Во времена Нуха, когда случился потоп,
Много людей из-за него жизней лишились.
Весь этот мир целиком затопило водой,
Неверные все были рассеяны и повержены.
Звери, птицы, и те, и другие
Утонули все, кто был, несомненно.
Когда Нух вместе со своими близкими спасся от потопа,
Корабль из пучины [морской] на сушу выбрался.
Снова начал Нух заниматься земледелием,
Все, что делал вначале, вновь стал делать в конце.
Зерна, которые были у него с собой,
Сеял в землю тот милолицый.
Семена винограда он будто бы не взял с собой,
Из памяти Нуха они выпали.
Охваченный беспокойством, он повсюду ходил,
Надеясь где-нибудь отыскать семена винограда.
Вдруг, по приговору и предопределению [Божьему],
Попался на глаза ему тот проклятый (Иблис – прим. ред.).
Сказал он: «О Нух! Ты посеял семена,
Возделал землю и мир благоустроил.
Как же нет среди них семян винограда?
Не хороши твои посевы, таким образом».
Сказал ему Нух: «Есть ли у тебя семена винограда?».
Сказал тот: «Есть у меня понемногу от всего».
Сказал он: «Дай мне, чтобы я посеял их,
Оставил их в земле на какое-то время».
Сказал ему Иблис: «Пусть так и будет,
О великий, о владыка, о царь религии!
Ты посади, а поливать их буду я,
Дабы от этого беспокойства и бед спастись».
Сказал он: «Теперь знаешь ли ты, о проклятый,
Сколько раз нужно поливать их?».
Сказал тот: «Я полью их три раза,
Дабы от них мог я получать доход».
Сказал это и ушел он восвояси,
А Нуху подвернулось другое дело.
Сказал он: «Раз я посеял, то я буду поливать.
Благодаря воде и земле будет расти семя мое».
Полил пророк Нух его,
Много изучай этот смысл.
Все сладкое и дозволенное – от воды его,
А те, кто это все едят, сподвижниками его являются.
Когда это дело продлилось некоторое время,
Тот проклятый прибыл, словно приговор [Божий].
Принес он с собой одну лису,
Та лиса в руках его оцепенела.
Убил он ее и кровью ее полил [семя],
Врата распутства и низости с ее помощью открыл.
Нух сказал: «Что за чудное дело, посмотри,
Сотворил с помощью хитрых уловок своих этот проклятый».
Ушел, а в другой раз вновь взялся за свое,
Подстерег льва и поймал его.
Схватил он льва и снова пришел,
Удивительное дело с кровью его сделать задумал.
Убил он льва и кровью его полил
Семя виноградное, дабы взошло оно обильным.
Нух пришел в себя и сказал: «Удивительно!
Второй раз этим полил он семя».
Тот проклятый снова пошел по своим делам,
Дабы поохотиться вместе со своим товарищем.
Пошел, поохотился и поймал одну свинью,
А когда принес, увидал [это] Нух и поразился ему.
Убил он ее и кровью ее полил,
Бдительность Нуха и его родственников он усыпил.
Поразился Нух деянию его,
Такому обстоятельству и этому поступку его.
Те три свойства среди пьющих вино
Я разъясню, дабы стало понятно.
Во-первых, подобны они лисе хитрой,
Обманывают они друг друга с помощью ухищрений.
Хотя и церемонничают они между собой,
Хотя и любезничают они друг с другом повсюду.
То является свойством крови лисьей,
Та церемонность их обесчестит.
Второе свойство полива кровью львиной,
Которое дал он винограду, [состоит в том] что от него они смелеют.
Поднимают они шум и устраивают вместе с тем драку,
Головы проламывают, глаза друг другу выкалывают.
Свойство той крови львиной в этом и [еще раз] в этом состоит,
Дабы набрасывались они друг на друга именно таким образом.
В третий раз, когда полил он кровью свиной
Лозу виноградную вместе с бессмысленным страхом.
Свойство его заключается в том, что, в конце концов,
Получит он от того качества плоды сожаления.
Кто пьет [вино], тот является попутчиком шайтана,
Что же удивительного в том, что уподобляется он свинье?
Не пей вина, не пьяней и поменьше ахай,
А если выпил, то покайся в том грехе.
Пищей неверных оно является, оставь его.
Если ты мусульманин, то иди и не пей этого вина.
Абу Бакр Каландар Руми. Каландар-наме: избранное. - Пер. с перс. И.Р.Гибадуллина, М.Р. Шамсимухаметовой. - Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2017