Кто может рассчитывать на милость Всевышнего?

«Предпиши для нас добро в этом мире и в Последней жизни, ибо мы обращаемся к Тебе». Он сказал: «Я поражаю Своим наказанием, кого пожелаю, а Моя милость объемлет всякую вещь. Я предпишу ее для тех, которые будут богобоязненны, станут выплачивать закят и уверуют в Наши знамения» (сура «Аграф», аят 156).

Слово “рахмат”, употребленное в этом аяте, можно перевести как “милость, милосердие, благодарность, сострадание, прощение, жалость”. Милость и милосердие являются атрибутами Аллаха. Эти же качества проявляются в людях и других живых существах, как отражение божественной милости и милосердия. Прекрасные имена Аллаха “Рахман” и “Рахим” также образованы от слова “рахмат” и выражают Его бесконечную милость в этом мире и в ахирате.

Приведенные в аяте слова: «Моя милость объемлет всякую вещь. Я предпишу ее для тех, которые будут богобоязненны, станут выплачивать закят и уверуют в Наши знамения», можно трактовать так, что милость Аллаха в этом мире объемлет всех, а в ахирате коснется лишь уверовавших.

В то же время нельзя забывать и о мучениях, уготовленных Всевышним Аллахом для несправедливых. Поскольку эти люди совершают в этом мире чудовищные злодеяния по отношению к остальным людям и ко всем живым существам, нарушают установленное Аллахом природное равновесие в мире, то они заслуживают наказание. В противном случае насилие останется без наказания.

По этой причине, Всевышний Аллах сообщает в этом аяте о том, что Он поражает Своим наказанием лишь того из Своих рабов, кого пожелает. А все остальные существа получают долю Его милости с момента своего возникновения. Так что в самом начале милость Аллаха касается всех без исключения. Но только тем, кто своими действиями заслужат наказание, вслед за милостью последуют мучения. Милость первостепенна, а мучения второстепенны. В суре «Ан’ам» указывается на это обстоятельство: «Он предписал Себе милосердие» (Ан’ам, 6:12).

Любое существо, включая и человека, вместе с появлением удостаивается милости. Но человек, обладая свободой и моралью, может в зависимости от своей веры и своих действий заслужить и милость, и мучения. Именно поэтому, в ответ на молитву пророка Мусы (а.с.): «Предпиши для нас добро в этом мире и в Последней жизни, ибо мы обращаемся к Тебе», Аллах благоволит: «Я поражаю Своим наказанием, кого пожелаю, а Моя милость объемлет всякую вещь».

И таким образом Он дает пророку и праведникам из его народа надежду на милость, одновременно напоминая им, что для Него это не составляет трудности. Но при этом Он просит их не забывать и о Его мучениях. А вслед за этим, в качестве примера тех состояний, которые защитят от мучеий и приведут к милости, Аллах указывает на богобоязненность, выплату закята и веру в Его аяты.

Любовь и милость Всевышнего Аллаха постоянно находятся на переднем плане. Он желает относиться к своим рабам всегда милостиво и милосердно, никогда не хочет подвергать их мучениям. Недаром мы часто произносим «Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного!» Если просмотреть все прекрасные имена Аллаха, то можно увидеть, что большинство из них содержат такие понятия, как любовь, милосердие, прощение, покровительство, попечение, забота, защита. Наверно поэтому в одном хадисе-кудси сказано: «Моя милость превосходит Мои мучения» (Бухари, “Книга единобожия”, 15).

Это означает, что Его прощение, помилование, отпущение грехов опережают мучения и наказание. Однако люди проявляют непокорность и заслуживают свои мучения.

Разумным людям должно быть вовсе нетрудно понять милосердие нашего Господа. Ведь если наш Господь перестанет проявлять по отношению к нам Свою милость и милосердие и начнет давать наказание за наши грехи в момент их совершения, не откладывая и не прощая, тогда мы все погибнем и будем подвергнуты мучениям.

А раз так, то мы должны проявить величайшее усердие, чтобы стать рабами, достойными милости и милосердия Аллаха. Нельзя проявлять неблагодарность и непокорность, заниматься бесполезными делами и заслуживать наказание Аллаха. Да смилостивится Аллах над всеми нами!

Islam-Today

Социальные комментарии Cackle