Крепкое здоровье и гибкость мышления: по какому ещё принципу избирались муллы 120 лет назад?
В законодательстве Российской империи был четко регламентирован порядок избрания и утверждения мулл. В положении «О порядке избрания мулл и других духовных чинов в мусульманских приходах» от 21 октября 1837 года говорилось:
- «На избрание мулл и других магометанских духовных чинов к приходам сего закона должно быть изъявлено желание, по крайней мере двух третей таких из прихода лиц, кои почитаются старейшинами семейств.
- Сей выбор между жителями податного состояния должен быть произведен непременно в присутствии кантонных начальников и юртовских старших.
- В выборе не должны участвовать люди, не принадлежащие к избирающему обществу, а также младшие члены семейств, т.е. не отделенные от отцов сыновья, меньшие братья, племянники и т.п.
- Приговор должен быть подписан всеми избирающими лицами и по засвидетельствовании от податных состояний в волостном правлении, а от военных у кантонного начальника представляется в земский суд, а оттуда в Губернское правление.
- Во всех приходах, где магометане принадлежат к податному состоянию, Губернское правление утверждает выбор окончательно; где же они состоят в военном ведомстве, там правление, где не встретит со своей стороны к одобрению выбора препятствий, представляет каждый раз об утверждении избранного военному губернатору, а потом действует по окончательному его разрешению». В случае выявления нарушения правил выборов приговор считался недействительным.
В конце XIX – начале XX веков при избрании в приход кандидаты в муллы должны были предоставить властям ряд документов, которые направлялись в Губернское правление, где рассматривались приговоры прихожан о выборе духовного лица.
В Полицейское управление направлялся запрос о поведении и нравственных качествах избранника в муллы: является ли он политически благонадежным, состоял ли ранее под судом и следствием, не состоит ли ныне.
Жизнь мулл в Российской империи: особые награды и служба до смерти
Главное внимание обращалось на политическую лояльность будущего духовного лица. Законодательно на духовные должности не допускались лица:
- состоявшие под следствием или судом за преступления и проступки, а равно подвергшиеся по судебным приговорам заключению в тюрьму или иному более строгому наказанию, и те, которые, были под судом за преступления или проступки, влекущие за собой такие наказания, не оправданы судебными приговорами;
- исключенные из службы по суду или из состава духовенства за пороки, или же из среды обществ или сословий, к которым принадлежат;
- объявленные несостоятельными должниками, и
- состоящие под опекой за расточительность.
В случае установления биографии кандидата неблаговидных фактов в и отсутствия нужных документов Губернское правление отказывало в утверждении.
Кроме того, Губернское правление обязательно запрашивало у ОМДС сведения на наличие препятствий или согласие на утверждение избранника в муллы.
После соблюдения всех требований закона и предоставления документов и сведений Губернское правление составляло выносило свое постановление об утверждении кандидата в должности хатыба или имама или муадзина – в зависимости от духовного звания, присвоенного ОМДС, и выдавало специальный именной императорский указ об утверждении на искомую должность.
Свидетельство о своем определении мулла получал в уездном полицейском управлении после присяги на верность службы Императору и его наследнику. Еще одно требование, которое предъявлялось кандидату на должность приходского муллы – крепкое здоровье.
Это условие, было не случайным, поскольку мулле приходилось выполнять много обязанностей, и только при наличии крепкого здоровья эта деятельность была успешной.
Например, в одном деле, которое рассматривало ОМДС по поводу оставления на службе муллы, указывалось, что он страдал различными болезнями, которые подтвердил лекарь. На основании этого и ссылаясь на шариатский закон, высший духовный орган мусульман запретил мулле в дальнейшем выполнять духовные обязанности.
Естественно, при широте обязанностей, которыми наделялся мулла, и огромной ответственности перед приходом и государством для полноценной работы от него требовалось еще множество положительных личных качеств (коммуникабельность, ответственность, честность, справедливость, моральная устойчивость, трудолюбие, гибкость мышления, щедрость, милосердие и др.).
За нарушение российских законов Губернское правление могло административным путем, без суда и следствия, уволить духовное лицо. Потерявшие духовные должность лица имели право подавать апелляцию в Сенат, которое рассматривало жалобу.
Амишев Р.И.
Читайте также:
-
Как перестать быть дурой?
Мои веселые и добрые редакторы предложили мне написать на тему «Как перестать быть дурой?» Я думаю, что слово «дура» - слишком оскорбительно для любой из моих сестер-мусульманок (какой бы «дурой» она ни была)
-
Омар Хайям - жизнь и творчество
Таджикский и персидский поэт, математик и философ Омар Хайям родился в городе Нишапуре в 1048 году. В восьмилетнем возрасте Омар наизусть знал практически весь Коран. Он увлекался не совсем подходящими для его возраста науками – астрономией, математикой, философией. В родном городе получил начальное образование в элитном медресе, потом учился в Балхе, Самарканде и других крупнейших научных центрах того времени. Впоследствии он успешно применял на практике полученные знания.
-
Следуем Сунне: 3 способа избавления от болезни
Посланник Аллаха (ﷺ) применял три способа выздоровления от недуга.
-
10 классических заблуждений об Исламе
1. У мусульманок нет прав.
Это определенно одна из самых горячих тем для обсуждений. Важно осознавать различие между влиянием культуры и традиций и предписаниями религии. Во многих культурах по всему миру, включая мусульманские страны...
-
Как стать тем, за кого молится сам ангел Джабраил?
Аллах Всевышний сказал в Священном Коране: «Воистину, Аллах и Его ангелы благословляют Пророка (мир ему и благословение). О те, которые уверовали! Благословляйте его и приветствуйте миром»...
-
Правда ли, что Пророк (мир ему) до сих пор жив в своей могиле?
Посланник Аллаха (мир ему) покинул этот мир, был погребен, и по этому поводу ближайший сподвижник Пророка Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) сказал: «Кто поклонялся Мухаммаду, так знайте, что Мухаммад умер, а кто поклонялся Аллаху, поистине, Аллах – Живой и не умирает!».
-
Правда ли, что в Исламе запрещено только вино, а остальные алкогольные напитки разрешены?
Если мы обратимся к исламской истории, то увидим, что арабы до Ислама были очень привержены горячительным напиткам. Поэтому...
-
Увеличение губ с точки зрения ислама
Недавно моя подруга-мусульманка увеличила себе губы. Честно говоря, я тоже задумываюсь об этой процедуре, ведь мои губы с рождения не такие пухлые, как я бы хотела. Могу ли я увеличить губы?