Фото: Ислам-тудей
Коран является откровением Господа, ниспосланным лучшему из творений – Пророку Мухаммаду ﷺ.
Многие верующие испытывают огромное желание понять смысл Книги, однако человек, не имеющий соответствующего религиозного образования, не может извлечь смысл из текстов Корана, а также избежать их неверного понимания.
Представляем читателям комментированный перевод смыслов Досточтимого Корана на русский язык, выполненный под эгидой Духовного управления мусульман Республики Татарстан.
Перевод смыслов Корана: «Он – Посланник Аллаха и Печать пророков»
53. О верующие! Не входите в дома Пророка, если только вас не пригласят к трапезе. Но не дожидайтесь ее приготовления. Но если вас позовут, то входите, а когда поедите, расходитесь и не оставайтесь для разговоров. Этим вы причиняете неудобство Пророку. Он стесняется вас, но Аллах не стесняется правды. И если вы просите у них [жен Пророка] какую-то утварь, то просите через завесу. Это чище для ваших сердец и для их сердец. Не нужно огорчать Посланника Аллаха и жениться на его женах после него. Поистине, это перед Аллахом – большой грех.
Комментарий: В этом аяте – несколько важных правил исламской этики: 1) не заходить в дом к человеку без разрешения хозяина. 2) Если вас пригласили на обед, не стоит приходить слишком рано и затем дожидаться еды. 3) Не следует задерживаться в гостях слишком долго.
В этом аяте женам Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), которые считаются матерями верующих, и на которых навсегда запрещено жениться, приказано не показываться сподвижникам и разговаривать с ними исключительно из-за завесы. А раз так, то как можно в наше смутное время поощрять встречи мусульманок с чужими мужчинами даже для обучения религиозным наукам?! Хотя предписание в аяте и адресовано женам Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), но смысл его охватывает всех мусульман, как писал имам аль-Джассас в «Ахкам аль-Куръан».
54. Проявите вы что-то или скроете – Аллах, поистине, знает обо всем.
55. Нет [женам Пророка] греха [в том, чтобы появиться без покрывала] перед их отцами, их сыновьями, их братьями, сыновьями их братьев, сыновьями их сестер, перед верующими женщинами и невольниками. Бойтесь Аллаха, ведь, поистине, Аллах видит все.
56. Поистине, Аллах и Его ангелы благословляют Пророка. О верующие! Просите для него благословения и мира!
57. Поистине, тех, кто оскорбляет Аллаха и Его Посланника, проклял Аллах в этом мире и в мире вечном и приготовил им унизительное наказание.
58. Те же, кто необоснованно оскорбляет верующих мужчин и верующих женщин, взваливают на себя тяжесть клеветы и явного греха.
59. О Пророк! Скажи своим женам, дочерям и женщинам верующих, чтобы они опускали свои покрывала. Так их легче будет отличить [от рабынь и женщин легкого поведения], чтобы не причинить им обиды. И Аллах – Прощающий, Милующий [верующих].
Комменатрий: Слово «джильбаб» (мн. ч. – джалябиб) в этом аяте имеет несколько толкований:
а) Передано от Ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах), что это верхняя одежда, закрывающая все тело с головы до ног.
б) По мнению Ибн Джубейра и некоторых других ученых, это слово является синонимом слов «мильхафа» и «микнаа», которые означают покрывало, закрывающее все тело, в том числе и лицо.
Иными словами, речь идет о женской одежде, которую мы сегодня знаем под названием «хиджаб». Ученые предъявляют к женской одежде ряд условий:
а) Необходимо, чтобы она закрывала все тело от головы до кончиков пальцев ног. Насчет обязательности закрывания лица, кистей рук и ступней ног у ученых по фикху есть разные точки зрения;
б) Одежда должна быть настолько широкой, чтобы не проявлялись очертания тела;
в) Она не должна быть прозрачной;
г) Она не должна привлекать внимания к женщине.
Не имеет значения название одежды – чаршаф, абая, джильбаб, хиджаб, парда и т.п. – главное, чтобы она соответствовала указанным условиям.

60. Если лицемеры, люди с больными сердцами и те, кто распространяет слухи в Медине, не прекратят [сеять смуту], то Мы дадим тебе власть над ними [и разрешение наказывать их], и тогда они будут соседствовать с тобой тут [в Медине] совсем недолго,
61. будучи проклятыми. Где бы их ни нашли, их будут хватать и безжалостно предавать смерти.
62. Таким было установление Аллаха для тех, кто жил раньше. И ты не найдешь изменения в установлении Аллаха.
63. Люди спрашивают тебя о Часе [конца света]. Ответь [им]: «Знание об этом – лишь у Аллаха». Откуда тебе знать [о нем]? Возможно, Час близок.
Комментарий: Это угроза для непокорных Аллаху и утешение для праведников.
64. Поистине, Аллах проклял неверующих и приготовил для них Ад.
65. В нем они останутся навечно. Не найдут они ни покровителя, ни помощника.
66. В тот день их лица будут вращаться в огне [Ада, подобно кускам мяса, которые жарятся на вертеле]. Они скажут: «О, если бы мы повиновались Аллаху и повиновались Посланнику!»
67. Они скажут: «Господь наш! Мы повиновались нашим предводителям и старшим. Это они нас сбили с [истинного] пути!
68. Господь наш! Удвой для них наказание и прокляни их великим проклятием!»
69. О верующие! Не будьте подобны тем, кто оскорблял Мусу! Аллах очистил его от их [ложных] обвинений. Его положение перед Аллахом высоко!
Комментарий: Передаются различные истории о том, как именно иудеи оскорбляли Мусу (мир ему). Не все они достоверны, однако в том, что такое было, мы не можем сомневаться.
70. О верующие! Бойтесь Аллаха и говорите только правду!
71. Тогда Аллах улучшит ваши поступки и простит вам грехи. Кто покорен Аллаху и Его Посланнику, тот достигнет большого успеха!
Комменатрий: Он будет уважаем в земной жизни и счастлив в мире вечном (аль-Байдави). Также он спасется от наказания и обретет великую награду.
72. Мы предложили небесам, земле и горам взять на себя ответственность, но они отказались нести ее, испугавшись ее. Но человек понес ее, будучи, поистине, несправедливым [к себе], и совсем не зная [на что соглашается].
Комментарий: Сообщается, что Всевышний Аллах даровал небесам, земле и горам способность понимать и говорить и предложил им взять на себя эту ответственность. Но они, несмотря на желание получить награду, осознавали, какое наказание их ждет в случае неповиновения, и поэтому сказали: «О наш Господь! Мы покорны Твоему повелению, но мы не хотим ни вознаграждения, ни наказания!» Когда же это было предложено Адаму (мир ему), то он принял предложение. А Аллах Всевышний обещал ему Свою помощь до тех пор, пока человек будет верен своему слову (Хазин).
73. [Мудрость этого в том] Чтобы Аллах наказал лицемеров и лицемерок, идолопоклонников – мужчин и женщин – и принял покаяние верующих мужчин и верующих женщин. И Аллах – Прощающий, Милующий [верующих].