Намаз, после являющегося фарзом таухида, превосходит всё остальное. Наш Пророк ﷺ говорил: «Самый любимый Аллахом после таухида фарз для Его рабов – это намаз. Если бы существовало поклонение, более любимое, чем намаз, то ангелы поклонялись бы этим ‘ибадатом. Между тем, ангелы поклоняются Аллаху, находясь в руку‘ и саджда, стоя и сидя» (Ат-Табарани (от Джабира); Хаким (от Ибн ‘Умара).
Намаз – показатель имана. Человек читает намаз, и отсюда понятно, что у него есть иман. Если неверующий совершит намаз, один или с джама‘атом, и даже если от него не слышали калима-и таухид, то по нашему мазхабу его всё равно надо считать мусуль манином («Аль-Асрар»).
Намаз – свет му’минов. В хадисе сказано: «Намаз – это нур верующего».
Как совершается таяммум?
В другом хадисе говорится: «Намаз – ключ к Раю» (Ат-Табарани, «Му‘джам аль-Аусат», 5/186, № 4361).
Ещё в одном хадисе: «Намаз – опора религии. Кто правильно совершает намаз, тот исправляет свою веру. Кто оставляет намаз, тот рушит свою религию» (Аджлуни «Кашфуль-хафа», 2/31).
У намаза имеется множество сунн. Надо подбирать время между наступлением и окончанием времени намаза. К примеру, утренний намаз (фаджр) совершается между концом ночной темноты и началом утреннего рассвета. Разъясним, какое из них более предпочтительно.
Согласно шафи‘итскому мазхабу, утренний намаз лучше читать в темноте ночи, ближе к утру. Утренний намаз читается в это время. Согласно же ханафитскому мазхабу, утренний намаз предпочтительней читать с началом рассвета. В качестве довода приводится хадис: «Утро (утренний намаз) освещайте. Со стороны воздаяния это превыше» («Сунан» Абу Дауда, Салят, 2).
Имам ат-Тахави рахимахуллахи говорит: «Утренний намаз надо начинать в темноте и завершать при свете». В тексте сказано так, и это согласуется с хадисами о достоинстве раннего или позднего чтения намаза («Шарх аль-Масабих»).
Если ожидается, что джама‘ат еще будет подходить, то следует немного подождать. Зимой утренние намазы надо читать в начале времени намаза. Летом же, из-за коротких ночей, надо читать, когда начинает светать. Мусанниф рахимахуллахи сделал такое разделение с учетом хадисов по этой теме и для того, чтобы найти согласие между мазхабами.
В жаркие дни полуденный намаз (зухр) надо откладывать. Независимо от того, есть джама‘ат или нет джама‘ата, по ханафитскому мазхабу это так. В хадисе сказано: «Если это жаркие дни, то откладывайте полуденный намаз, пока не станет прохладнее, ибо, поистине, сильный зной происходит от распространения дыхания Ада» («Сахих» аль-Бухари, Мавакит, 10; Бад’ уль-Халк, 10; «Сунан» Абу Дауда, Салят; ат-Тирмизи, Салят, 5).
То есть для совершения полуденного намаза надо подождать, когда воздух немного остынет. В разных областях для этого нужно разное время («Шарх-и Тухфа»). Зимой же полуденный намаз надо читать вовремя («Аль-Асрар»).
Заповедная и запретная: 12 фактов о главной мечети в мире (ФОТО)
Послеполуденный намаз (‘аср) надо читать сразу с наступлением времени, пока солнце сохраняет белизну, и не дожидаться, когда солнце начнет желтеть. Оставление послеполуденного намаза до появления у солнца желтого оттенка является макрух тахрими. Макрух тахрими означает действие, близкое к хараму
Однако и в этом случае кыраат (чтение в намазе) надо совершать полностью, не сокращая, ибо причина нежелательности заключается не во времени, а в откладывании («Аль-Кунья»).
Согласно Абу Ханифе рахимахуллахи, время полуденного намаза заканчивается, когда тень от предмета становится в два раза длиннее высоты этого предмета. Согласно же имаму Мухаммаду и имаму Юсуфу рахимахумаллахи, время полуденного намаза выходит, когда тень от предмета сравняется с его высотой.
Согласно этим двум имамам, время послеполуденного намаза начинается, как только пройдет время полуденного намаза. А по мнению Абу Ханифы, время полуденного намаза проходит, когда длина тени (не считая ее длину во время нахождения солнца в зените) равна высоте предмета. Однако время послеполуденного намаза не наступит, пока длина тени не станет в два раза превышать высоту предмета. Этот временной промежуток – запрещенное время (мухмаль вакт), когда нельзя читать фарз намазы. Время от восхода солнца до полудня – это тоже мухмаль вакт («Тухфатуль-фукаха»).
Вечерний намаз (магриб) надо читать после захода солнца, не откладывая, поскольку откладывание этого намаза считается макрухом за исключением тех случаев, когда человек находится в пути и тому подобных. Относительно откладывания ради более длительного чтения в намазе имеются разногласия («Аль-Кунья»).
Смирение (хушу‘) в молитве и его влияние на жизнь верующего
Ночной намаз (‘иша) можно откладывать самое позднее до окончания первой трети ночи. Так сказано у Кудури. Также было сказано, что ночной намаз следует прочесть задолго до конца первой трети ночи. Эти два мнения можно согласовать таким образом: в зимний сезон надо следовать первому суждению, а в другие ночи – второму мнению. В «Хуляса» выделены три разных периода во времени намаза ‘иша:
Если ослабленным, пожилым и больным людям окажется затруднительным откладывать ‘иша намаз до окончания первой трети ночи, то они могут прочесть его сразу после наступления времени этого намаза.
Шир'атуль Ислам. Ахляк и адабы Ислама
Фото: elements.envato.com