«У тебя (о Мухаммад) спрашивают о сражении в заповедный месяц. Ответь: «Сражаться в этот месяц – большой грех. Но сбивать (людей) с пути Аллаха, не верить в Него, (не пускать) в мечеть аль-Харам и изгонять оттуда (местных) жителей – еще больший грех перед Аллахом. Смута хуже убийства. Они (неверующие) не прекратят сражаться с вами, пока не оттолкнут вас от вашей религии, если смогут. Если кто-то из вас отречется от своей религии и умрет неверующим, то его дела окажутся тщетными как в этой, так и в вечной жизни. Они – обитатели Ада и останутся там навечно»» (Бакара, 217).
По единодушному мнению муфассиров, данный аят был ниспослан в связи с убийством Ибнуль-Хадрами, отрядом под командованием Абдуллаха ибн Джахша.
В риваяте, приведенном Ибн Исхаком, сообщается, что Ибнуз-Зубайр рассказывал: «Когда посланник Аллаха ﷺ возвращался из первого похода на Бадр в месяце Раджаб, то он назначил сына своей тетки Абдуллаха ибн Джахша ибн Риаба командиром небольшого отряда. Весь отряд состоял исключительно из мухаджиров, и в нем не было ни одного ансара.
Всего в отряде было восемь человек. Так же посланник Аллаха ﷺ передал Абдуллаху ибн Джахшу письмо, приказав не вскрывать письмо до тех пор, пока они не преодолеют двухдневного пути, только после этого открыть письмо и выполнить все изложенное в нем, а также приказать своим товарищам выполнить это. Товарищами Абдуллаха ибн Джахша по отряду были:
Читайте также: День, когда все получается: поклонения четверга
После того, как Абдуллах ибн Джахш со своим отрядом проделал двухдневный путь, он открыл письмо, полученное от посланника Аллаха ﷺ, в котором было написано: «После прочтения этого письма продолжай двигаться в сторону Нахля, находящемуся между Меккой и Таифом. Дойдя туда, следи за мекканцами и постарайся собрать о них информацию».
Абдуллах, прочитав письмо, сказал: «Слушаюсь и повинуюсь», а затем, обратившись к своим товарищам, сказал: «Посланник Аллаха ﷺ приказывает мне отправляться до Батн-Нахля, наблюдать там за курайшитами и собирать о них информацию, а затем эту информацию доставить ему. Также он приказал мне довести до вашего сведения, содержание этого письма, но никого не принуждать к выполнению этого задания.
Тот из вас, кто желает достичь степени павшего на пути Аллаха, пусть следует за мной. Тот же из вас, кто не желает этого, пусть вернется обратно. Что же касается меня, то я отправляюсь выполнять повеления посланника Аллаха ﷺ».
Затем он отправился вперед. И никто из его товарищей не остался позади, все последовали за ним в сторону хиджаза.
Достигнув рудника под названием Бухран, Са`д ибн абу Ваккас и Утба ибн Газван потеряли верблюда, на котором они ехали по очереди. Им пришлось остаться, чтобы найти верблюда. Оставшиеся с Абдуллах ибн Джахшем товарищи достигли Батн-Нахля и заночевали там.
В это же время Батн-Нахля достиг и караван курайшитов, перевозивший виноградный сок, кожу и другие товары, принадлежавшие курайшитам. В этом караване находились Амр ибнуль-Хадрами, Осман ибн Абдиллях ибнуль-Мугира, его брат Науфаль ибн Абдиллях ибнуль-Мугира, а также Хакем ибнуль-Кайсан являвшийся рабом Хишама ибнуль-Мугиры.
Когда караванщики увидели отряд мусульман, остановившийся рядом на ночлег, то сначала испугались, но затем увидев, что у Уккаши ибн Мухсина побрита голова, они успокоились, говорят друг другу: «Эти люди совершили умру, они не причинят нам вреда».
Абдуллах ибн Джахш стал совещаться со своими товарищами по поводу того, что им делать. Шел последний день месяца Джумадаль-ахир. Они сказали: «Если мы этой ночью отпустим их, то они прибудут в Мекку и благодаря привезенным товарам, станут еще сильнее против нас. Если же мы их не отпустим и убьем, то совершим убийство в запретный месяц».
Ими овладели сомнения, и они решили воздержаться от нападения, но затем подбадривая друг друга они склонились к нападению на караван и захвату перевозимого им товара. Вакид ибн Абдуллах ат-Тамими выстрелил из лука и убил Амра ибнуль-Хадрами. Осман ибн Абдуллах и Хакем ибнуль-Кейсан были взяты в плен. Что же касается Науфаля ибн Абдуллаха, то ему удалось убежать, и хотя мусульмане бросились в погоню за ним, но поймать его не смогли.
Абдуллах ибн Джахш и его товарищи вернулись в Медину с захваченным караваном и двумя пленниками. В соответствии с тем, что говорили некоторые члены семьи Абдуллаха, в том время еще не был ниспослан хукм о выделении 1/5 части трофеев посланнику Аллаха ﷺ. Абдуллах же, обратившись к своим товарищам, сказал: «Из захваченных нами трофеев 1/5 часть принадлежит посланнику Аллаха ﷺ».
После отделения той части трофеев, которая предназначалась посланнику Аллаха ﷺ, оставшуюся часть они поделили между собой. Когда же они пришли к посланнику Аллаха ﷺ, то он сказал им: «Я вам не приказывал сражаться в запретные месяцы», ничего не взяв из того, что они выделили ему из трофеев.
Читайте также: Муэдзины посланника Аллаха ﷺ: кто они?
Абдуллах и его товарищи сказали: «О, посланник Аллаха! В тот вечер, когда мы убили Аль-Хадрами мы посмотрели на полумесяц Раджаба, и мы не знали когда убили Аль-Хадрами и захватили трофеи, то ли это был уже месяц Раджаб, то-ли это еще был месяц Джумадаль-ахир». Их руки опустились вниз, и они подумали, что погибли. Другие мусульмане стали укорять и порицать их за то, что они совершили, говоря: «Вы сделали то, чего вам не приказывали. Совершили нападение в запретный месяц, когда никто не приказывал вам начинать военных действий».
Курайшиты сказали: «Мухаммад счел дозволенным запретные месяцы. Они пролили кровь в запретный месяц, захватили трофеи и пленников».
Мусульмане, находившиеся в то время в Мекке, сказали в ответ многобожникам: «Нет, Мухаммад не счел дозволенным запретные месяцы. То, что они сделали и взяли, они сделали и взяли в месяце Джумадаль-ахир».
Среди людей стало распространяться все больше и больше слухов, и в конце концов Аллах Всевышний ниспослал Своему посланнику вышеприведенный аят [Абу Мухаммад Абдульмалик ибн Хишам, ас-Сиратун-Набавиййа, 1/601-604; Табери, Джамиуль-Байан, 2/202-203].
Фото: shutterstock.com.