«Полноценно совершайте хадж и умру (выполняя все необходимые условия) ради Аллаха. Если же вас остановят (и помешают совершить хадж или умру), то принесите такую жертву, какую сможете. И не брейте голову (чтобы выйти из ихрама), пока не достигнет жертва места своего (заклания). А если кто-то из вас (будет вынужден побрить голову из-за того, что он) болен или страдает от (болезни) головы, то он (может побрить голову), и его фидья (искупление) – либо пост, либо милостыня, либо жертвоприношение. А если вы в безопасности, то каждый, кто воспользовался возможностью совершить умру, а затем хадж (хадж-таматтуʼ), пусть принесет такую жертву, какую сможет. А если не сможет, то пусть постится три дня во время хаджа и семь, когда вернетесь (из хаджа) – всего десять полных дней. Это для тех, чья семья не находится у мечети аль-Харам (в ее окрестностях). Бойтесь Аллаха и знайте, что Аллах наказывает сурово!» (Бакара, 196).
В риваяте Абу Давуда ат-Тайалиси, переданном по его собственной цепочке от Ка`ба ибн Уджра, сообщается, что Ка`б ибн Уджр рассказывал: «Аят «А если кто-то из вас (будет вынужден побрить голову из-за того, что он) болен или страдает от (болезни) головы, то он (может побрить голову), и его фидья (искупление) – либо пост, либо милостыня, либо жертвоприношение» был ниспослан в отношении меня. Меня принесли к посланнику Аллаха ﷺ больного и с сыпавшимися с головы на мое лицо вшами. Увидев меня, посланник Аллаха ﷺ сказал: «Вижу недуг твой тяжел и велик, ты дошел до грани. Очисти себя от вшей и принеси в жертву одного барана». Я сказал: где же я найду барана?». И тогда в качестве искупления для меня было ниспослано предписание соблюдать трехдневный пост, или накормить шестерых бедняков, дав каждому из них половину са` еды. Но этот хукм является общим и касается всех вас» (Ахмад Абдуррахман аль-Бенна, Минхатуль-Мабуд фи Тартиби Муснадит-Тайалиси Аби Давуд, 2/13).
В риваяте Абдуллаха ибн Ма`кыля сообщается, что в мечети Куфы он встретил Ка`ба ибн Уджра и спросил его об аяте «А если кто-то из вас (будет вынужден побрить голову из-за того, что он) болен или страдает от (болезни) головы, то он (может побрить голову), и его фидья (искупление) – либо пост, либо милостыня, либо жертвоприношение». Ка`б ибн Уджр сказал: «Этот аят был ниспослан в отношении меня. Я совершал хадж вместе с посланником Аллаха ﷺ. Во время хаджа я полностью завшивел. Вши были у меня в волосах, бороде, усах и бровях», после чего рассказал вышеупомянутую историю. В этом риваяте также упоминается, что посланник Аллаха ﷺ и пригласил цирюльника и тот побрил голову Ка`бу ибн Уджру.
В риваяте, переданном Ибн Аббасом, сообщается, что случай с Ка`бом ибн Уджром произошел в Худайбиййе. И что в качестве искупления ему было велено раздать шестерым неимущим по два мудда еды каждому.
В риваяте Абдуррахмана ибн Абу Лейлы содержатся несколько иные подробности, в частности говорится, что не Ка`ба ибн Уджра принесли к посланнику Аллаха ﷺ, а что посланник Аллаха ﷺ сам пришел к нему. И когда Ка`б ибн Уджр раздувал огонь, чтобы приготовить еду для своих товарищей, посланник Аллаха ﷺ увидел, что с головы Ка`ба сыпятся вши, и тогда он спросил его: «Доставляют ли вши тебе страдания?». Ка`б ибн Уджр ответил: «Да» [Аль-Вахиди, Асбабун-Нузуль, стр. 43-44; Табери, Джамиуль-Байан, 2/134-135].
Риваяты Абдуррахмана ибн Абу Лейлы и Абдуллаха ибн Ма`кыла приводятся Муслимом в его «Сахихе» (Муслим, Хадж, 81-84, 85-86).